Талышский народ

Талыш, талышский народ, язык.

Главная | Фоны сайта | Пейзажи Кавказа | Анекдоты | Выбери цвет | Ссылки

Форум Кавказа | Кавказский чат

История талышей. Общая информация на сайте Кавказ.

Территория, расселение, демография талышей

     

 

Талыши. Народ

и его история


Меню сайта

Где купить пиломатериалы

Рецепты кавказской кухни

Детские торты

Курсы йоги в Москве

Мини-гостиницы Кабардинки

Фасовочные агрегаты

Зал для дня рождения

Заказ кавказской кухни

Аренда спецтехники

Настоящая итальянская кухня

Смешное в футболе

Приготовление супов

Футбольные заставки

Вакуумные упаковки для продуктов оптом

Доставка продукции Орифлейм

 

 
     

 

Chat's Top100 Counter

 

Талышские сказки


Черепаха

Чёрный пастух

Глупый староста

Гроза

Кошачья природа

Кот и собака

Кукушка

Медведь и обезьяна

Мышь и кот

Мудрая дочь хаджи

Мудрая сова

Мул

Находчивая сестра

Нелетающие птицы

Самшит

Семейная ссора

Щегол

Синица

Собака

Три брата

Ценное ремесло

Удачливый Меммед

Удод

Земля

 

 
 

 

Талыш, талышский народ,

язык, история талышей


История талышей

Талыши - один из крупных иранских этносов. Страна талышей - Талыш или Талышистан, - где они компактно проживают, занимает крайний юго-запад Прикаспия. Она разделена на две части - северную, ныне входящую в Азербайджанскую Республику, и южную, в Иране, простирающуюся узкой полосой вдоль южного побережья Каспийского моря. Основные населённые пункты Талыша по обе стороны границы - Ланкон (Ленкоран или Ланкоран), Лерик, Масали, Астара, Лавандвил, Визне, Хавиг, Лисар, Джогандан, Хаштпар, Асалем, Талеш-дулаб, Шандерман, Масал, Сомейэ-Сара, Масуле и Фуман (Фуманат).

Талышские сёла имеются и в горных местностях, простирающихся к западу в сторону Ардабиля в Иране. Талышское население отмечается и в крупных городах - Баку, Реште, Энзели и т.д. А вообще, ареал проживания талышей ранее был намного шире и почти достигал Ардабиля. Об этом свидетельствуют прежде всего данные топономики. Общую численность талышей можно определить в пределах двух миллионов человек - приблизительно по миллиону в северной и южной частях.

Доблесть и отвага и, в то же время, благоразумие и сдержанность всегда характеризовали этот народ. Талышский этнос породил целую плеяду выдающихся полководцев, писателей, политических деятелей и поэтов. Неоспорима роль талышей в создании государства Сефевидов, не говоря уже о ряде региональных политических образований (ханств и т.д.). Основатель Сефевидской династии, Шейх Сафи-ад-дин Ардабили, по-видимому, имел талышские корни. Язык, на котором говорил и писал Шейх Сафи-ад-дин, судя по дошедшим до нас образцам его поэтических произведений, можно считать в некотором роде ранней формой современного талышского языка.

В средневековой арабской историографии страна талышей называлась аль-Тайласан - арабское соответствие персидского Талышан. Как отмечает средневековый персидский автор Хамдалла Казвини, между городами Султанийе и Ардабиль был расположен район Тавалиш, название которого является арабской формой множественного числа от слова "талыш", то есть, по сути, - синонимом Талишан.

О талышах (называя их "тайласан") Тавари пишет: "В горах, окружающих Атурпатакан, жили такие народы, как гелы [и] талыши, которые не подчинились арабам и сохранили свою свободу и независимость" ( Tabari, V, 45). В этой связи, следует отметить, что прикаспийские области Ирана - Гилян, Дайламан и Мазандаран - и в действительности позже всех приняли ислам и длительное время сохраняли частичную независимость.

Исторические сведения о талышах довольно отрывочны; они не могут служить основой для воссоздания даже общей картины их истории в древности и раннем средневековье. Одно лишь достоверно: талыши - потомки автохтонного населения Прикаспия и исконные хозяева земли, на которой живут. Иначе говоря, нынешний ареал проживания талышей и есть их этническая территория, где они формировались как народ, этнос.

Судя по всему, прямые предки талышей - кадусии (cadusii классических авторов), которые отмечены и в древнеармянской традиции в форме kadishk. Армянский вариант этого этнонима позволяет с наибольшей вероятностью восстановить его исконную форму - kadish; во всяком случае, в более позднее время это слово звучало именно так. А из него и возник в дальнейшем этноним "талыш" (смотри подробно: G. Asatrian, H. Borjian, "Talish and the Talishis", Iran and the Caucasus, vol.9.1).

Одно из ранних упоминаний, если не самое раннее, называния Талыш содержится в составленной в XV веке армянской редакции переведённого в V веке с греческого "Романа об Александре Македонском". Сравним: "И рассказал он, что он - беженец из Каспийских ворот, возле страны T`alish в области Гилян" (История об Александре Македонском (на древнеармянском языке), изд. А. Симонян, Ер., 1989, стр. 233).

Из приведённого отрывка, разумеется, трудно определить, имелась ли форма T`alish в первоначальном варианте текста и если нет, то когда она была интерполирована. Во всяком случае, само наличие данного топонима в указанном тексте уже опровергает утверждение академика В.В.Бартольда (Сочинения, VII, М., 1976, сс. 187-188), что название Талыш в такой форме в средневековых источниках не встречается. Конечно, маловероятно, что T`alish имелось в первоначальной версии рукописи "Романа", так как в V веке оно, скорее всего, звучало иначе. Однако можно не сомневаться, что это слово присутствовало в одной из ранних, промежуточных редакций рукописи.

Талыши

За исключением жителей Шандермана и Масала, а также тюркоязычных элементов, проживающих в населённых талышами местностях, и гилянцев, большинство талышей Ирана - сунниты, последователи суфийского ордена нахшбанди. А талыши Азербайджанской Республики - в основном шииты.

Наряду с мусульманской догмой, талыши сохранили культ ряда местных божеств домусульманского периода. К ним принадлежит, например, Сийах-Галеш (Чёрный пастух) - покровитель крупного рогатого скота. В среде талышей-шиитов этому образу соответствует Хызыр-Наби. Талыши особо почитают пророка Моисея (Муса) - одного из главных персонажей их фольклора.

Язык талышей (толышо зывон) - индоевропейский язык, принадлежащий к северо-западной иранской группе каспийского ареала, к которой относятся также диалекты гиляки, мазандарани, заза, азари (язык населения Атурпатакана, или Малой Мидии, дошедший до нас в своей поздней форме в маргинальных дополнениях к персидским рукописям позднего средневековья), харзани и другие. Талышский - язык благозвучный, со стройной грамматической структурой и богатой лексикой. В нём чётко отражены все этапы истории талышей. Об армяно-талышских связях свидетельствует, например, определённое количество лексических заимствований из армянского, бОльшая часть которых имеет общеталышское употребление.

У талышей богатое устное народное творчество, разнообразное в жанровом отношении. Талышские писатели творили, гланвым образом, на персидском, который на протяжении многих веков был основным языком науки и литературы в регионе. Тем не менее, можно назвать целую группу поэтов, писавших на талышском и близком ему диалекте гиляки. К числу наиболее ранних талышских поэтов относится Сеййед Шарафшах Дулаи, живший в XV веке. Он писал на своеобразном смешанном талышско-гилякском диалекте. Недавно издано полное собрание его произведений - "Диване Шарафшахе Дулаи".

Творчество другого известного талышского поэта - Сафибаба Рошандехи - относится к концу XIX - началу XX века. Можно упомянуть и других талышских поэтов, творивших в разные эпохи: Айаз-бег Пунли, Мирза Фархад Шахнази, Сеййед Абд-ол-гадер Хосейни (Нагши), Хаджи Ахмад Джалили, Фейз-олла Калантари, Еган-ага Али, Садегголи-хан и другие.

Пасиионарность талышского народа особенно ярко прослеживается начиная с позднего средневековья. Почти во всех общественно-политических событиях Ирана и Закавказья талыши принимали самое активное участие: будь то формирование Сефевидского государтсва, Конституционная Революция в Иране, Джангалидское движение, или же создание "Талыш-муганских" республик в северном Талыше в 1918 и 1993 годах. Всё это говорит об огромном потенциале этого этноса, его коллективной энергии.

Сегодня талышский народ переживает очередной пик пассионарности, характеризующийся всплеском национального самосознания и консолидацией этноса.

Это, безусловно, и результат великого общеиранского наследия, пронесенного сквозь века и сохранившегося в генах этого древнего народа, и веление времени, дающего талышам шанс определить свою собственную нишу в этно-культурном пространстве и политической картине региона.

 

>>Больше информации о талышах

 

 
Талыш, талышский народ, язык, история талышей, общая информация. Кавказский портал.