Талыш, талышский народ,
язык, история талышей
Талыши - один из крупных иранских этносов. Страна талышей - Талыш или Талышистан, - где они компактно проживают, занимает крайний юго-запад Прикаспия. Она разделена на две части - северную, ныне входящую в Азербайджанскую Республику, и южную, в Иране, простирающуюся узкой полосой вдоль южного побережья Каспийского моря. Основные населённые пункты Талыша по обе стороны границы - Ланкон (Ленкоран или Ланкоран), Лерик, Масали, Астара, Лавандвил, Визне, Хавиг, Лисар, Джогандан, Хаштпар, Асалем, Талеш-дулаб, Шандерман, Масал, Сомейэ-Сара, Масуле и Фуман (Фуманат).
Талышские сёла имеются и в горных местностях, простирающихся к западу в сторону Ардабиля в Иране. Талышское население отмечается и в крупных городах - Баку, Реште, Энзели и т.д. А вообще, ареал проживания талышей ранее был намного шире и почти достигал Ардабиля. Об этом свидетельствуют прежде всего данные топономики. Общую численность талышей можно определить в пределах двух миллионов человек - приблизительно по миллиону в северной и южной частях.
Доблесть и отвага и, в то же время, благоразумие и сдержанность всегда характеризовали этот народ. Талышский этнос породил целую плеяду выдающихся полководцев, писателей, политических деятелей и поэтов. Неоспорима роль талышей в создании государства Сефевидов, не говоря уже о ряде региональных политических образований (ханств и т.д.). Основатель Сефевидской династии, Шейх Сафи-ад-дин Ардабили, по-видимому, имел талышские корни. Язык, на котором говорил и писал Шейх Сафи-ад-дин, судя по дошедшим до нас образцам его поэтических произведений, можно считать в некотором роде ранней формой современного талышского языка.
В средневековой арабской историографии страна талышей называлась аль-Тайласан - арабское соответствие персидского Талышан. Как отмечает средневековый персидский автор Хамдалла Казвини, между городами Султанийе и Ардабиль был расположен район Тавалиш, название которого является арабской формой множественного числа от слова "талыш", то есть, по сути, - синонимом Талишан.
О талышах (называя их "тайласан") Тавари пишет: "В горах, окружающих Атурпатакан, жили такие народы, как гелы [и] талыши, которые не подчинились арабам и сохранили свою свободу и независимость" ( Tabari, V, 45). В этой связи, следует отметить, что прикаспийские области Ирана - Гилян, Дайламан и Мазандаран - и в действительности позже всех приняли ислам и длительное время сохраняли частичную независимость.
Исторические сведения о талышах довольно отрывочны; они не могут служить основой для воссоздания даже общей картины их истории в древности и раннем средневековье. Одно лишь достоверно: талыши - потомки автохтонного населения Прикаспия и исконные хозяева земли, на которой живут. Иначе говоря, нынешний ареал проживания талышей и есть их этническая территория, где они формировались как народ, этнос.
Судя по всему, прямые предки талышей - кадусии (cadusii классических авторов), которые отмечены и в древнеармянской традиции в форме kadishk. Армянский вариант этого этнонима позволяет с наибольшей вероятностью восстановить его исконную форму - kadish; во всяком случае, в более позднее время это слово звучало именно так. А из него и возник в дальнейшем этноним "талыш" (смотри подробно: G. Asatrian, H. Borjian, "Talish and the Talishis", Iran and the Caucasus, vol.9.1).
Одно из ранних упоминаний, если не самое раннее, называния Талыш содержится в составленной в XV веке армянской редакции переведённого в V веке с греческого "Романа об Александре Македонском". Сравним: "И рассказал он, что он - беженец из Каспийских ворот, возле страны T`alish в области Гилян" (История об Александре Македонском (на древнеармянском языке), изд. А. Симонян, Ер., 1989, стр. 233).
Из приведённого отрывка, разумеется, трудно определить, имелась ли форма T`alish в первоначальном варианте текста и если нет, то когда она была интерполирована. Во всяком случае, само наличие данного топонима в указанном тексте уже опровергает утверждение академика В.В.Бартольда (Сочинения, VII, М., 1976, сс. 187-188), что название Талыш в такой форме в средневековых источниках не встречается. Конечно, маловероятно, что T`alish имелось в первоначальной версии рукописи "Романа", так как в V веке оно, скорее всего, звучало иначе. Однако можно не сомневаться, что это слово присутствовало в одной из ранних, промежуточных редакций рукописи.
За исключением жителей Шандермана и Масала, а также тюркоязычных элементов, проживающих в населённых талышами местностях, и гилянцев, большинство талышей Ирана - сунниты, последователи суфийского ордена нахшбанди. А талыши Азербайджанской Республики - в основном шииты.
Наряду с мусульманской догмой, талыши сохранили культ ряда местных божеств домусульманского периода. К ним принадлежит, например, Сийах-Галеш (Чёрный пастух) - покровитель крупного рогатого скота. В среде талышей-шиитов этому образу соответствует Хызыр-Наби. Талыши особо почитают пророка Моисея (Муса) - одного из главных персонажей их фольклора.
Язык талышей (толышо зывон) - индоевропейский язык, принадлежащий к северо-западной иранской группе каспийского ареала, к которой относятся также диалекты гиляки, мазандарани, заза, азари (язык населения Атурпатакана, или Малой Мидии, дошедший до нас в своей поздней форме в маргинальных дополнениях к персидским рукописям позднего средневековья), харзани и другие. Талышский - язык благозвучный, со стройной грамматической структурой и богатой лексикой. В нём чётко отражены все этапы истории талышей. Об армяно-талышских связях свидетельствует, например, определённое количество лексических заимствований из армянского, бОльшая часть которых имеет общеталышское употребление.
У талышей богатое устное народное творчество, разнообразное в жанровом отношении. Талышские писатели творили, гланвым образом, на персидском, который на протяжении многих веков был основным языком науки и литературы в регионе. Тем не менее, можно назвать целую группу поэтов, писавших на талышском и близком ему диалекте гиляки. К числу наиболее ранних талышских поэтов относится Сеййед Шарафшах Дулаи, живший в XV веке. Он писал на своеобразном смешанном талышско-гилякском диалекте. Недавно издано полное собрание его произведений - "Диване Шарафшахе Дулаи".
Творчество другого известного талышского поэта - Сафибаба Рошандехи - относится к концу XIX - началу XX века. Можно упомянуть и других талышских поэтов, творивших в разные эпохи: Айаз-бег Пунли, Мирза Фархад Шахнази, Сеййед Абд-ол-гадер Хосейни (Нагши), Хаджи Ахмад Джалили, Фейз-олла Калантари, Еган-ага Али, Садегголи-хан и другие.
Пасиионарность талышского народа особенно ярко прослеживается начиная с позднего средневековья. Почти во всех общественно-политических событиях Ирана и Закавказья талыши принимали самое активное участие: будь то формирование Сефевидского государтсва, Конституционная Революция в Иране, Джангалидское движение, или же создание "Талыш-муганских" республик в северном Талыше в 1918 и 1993 годах. Всё это говорит об огромном потенциале этого этноса, его коллективной энергии.
Сегодня талышский народ переживает очередной пик пассионарности, характеризующийся всплеском национального самосознания и консолидацией этноса.
Это, безусловно, и результат великого общеиранского наследия, пронесенного сквозь века и сохранившегося в генах этого древнего народа, и веление времени, дающего талышам шанс определить свою собственную нишу в этно-культурном пространстве и политической картине региона.
>>Больше информации о талышах