Философские притчи,
южные сказки Талыша
В "Сказке о золотом петушке" Пушкин пишет: "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок". Этим в предельно насыщенной форме выражена суть сказки как не только повествовательного, но и поучительного произведения. И, таким образом, выражение "философская сказка" становится тавтологией: любая сказка, побуждая к размышлениям, подвигая к мудрости, содержит философский элемент.
Южные сказки, талышские в том числе, в этом плане не являются исключением. Они раскрывают перед нами широкую палитру событий и калейдоскоп действующих лиц, с участием животных и волшебных сил. Конечно, нельзя утверждать, что это философские притчи в буквальном смысле этого слова: к таковым можно скорее отнести дзенские анекдоты и притчи о Ходже Насреддине. В то время как, например, "Сказки 1001 ночи", несомненно содержащие также и философские элементы, тем не менее являются типичными сказками.
Но если нас привлекают своей мудростью и поучительностью южные притчи, то в восточных сказках мы обнаруживаем не меньше, а порой и больше поучительного и философского, чем в близких нам по духу, сюжету и композиции русских народных сказках.