Восточные сказки, предания,
фольклор Талыша
Мир Востока, сам удивительно неоднородный, своеобразный и экзотический, получил своё отражение в столь же оригинальных сказках, всё разнообразие которых невозможно обобщить, не прибегая лишь к самым широким характеристикам. Арабские восточные сказки так сильно отличаются от монгольских или японских, что впору засомневаться, а допустим ли вообще термин "сказки Востока".
Скажем, если китайская или японская сказка носит ярко выраженный "общенациональный" характер, то арабские сказки создаются и распространяются в разных социальных средах. Их можно чётко разделить на бедуинские, крестьянские и городские. Жителям городов сказки бедуинов кажутся инородными, чужими, но точно так же для бедуинов малопонятны городские арабские восточные сказки.
Персонажи арабских сказок экзотичны. Вместо привычных европейцам волка и медведя в них присутствуют шакал и пантера. И ведут себя эти персонажи не совсем так или совсем не так, как волк и медведь, скажем, в русской народной сказке.
На мусульманском Востоке, в том числе и в арабском мире, имеют широкое хождение бытовые сказки, предания и анекдоты. Предназначенные и для детей, и для взрослых, они имеют выраженный назидательный, поучительный характер. Сборник таких сказок вполне мог бы заменить книгу о правилах этикета.
Сюжеты иранских восточных сказок восходят к глубокой древности, многие из сюжетов заимствованы из древнеиранской доисламской литературы, мусульманских преданий и индийской литературы. В персидских сказочных произведениях отчетливо выражена народная тенденция (нравственные нормы, народные идеи, общечеловеческая мораль) и народно-гуманистическая концепция доброжелательной, человеколюбивой, благородной и мужественной личности. Эта концепция отображена в образах справедливого народного царства или справедливого царя.
Иранские сказки и предания, содержа в себе большое количество элементов фантастики и волшебства, носят также и реалистическое начало. К примеру, в письменной сказочной прозе всегда обозначено место действия сказки, даны географические данные. Хотя они не всегда совпадают с указанными в сказках местностями, но стремление к реалистичности очевидно.
В Ираке из всех жанровых разновидностей наибольшее развитие получила волшебная восточная сказка. По сюжетному составу волшебные сказки Ирака сходны со сказками других народов мира, последние зачастую получают в иракской сказке традиционное развитие, но порой могут обрести и совершенно иной облик.
Также среди персонажей иракских сказок - волшебных помощников и антагонистов героя, нет четкого разделения. Демоны и джинны в одной восточной сказке Ирака могут быть антагонистами, а в другой - чудесными помощниками. Джинны и демоны — самые архаичные персонажи, вошедшие в иракскую сказку и бытующие в ней еще в доисламской эпохи. В то время они считались добрыми духами, помогающими людям в беде. Со временем демоны и джинны утратили черты, отличавшие их от антипода — шайтана, и получили негативную окраску.