Фольклор Талыша.
Добро и зло в сказках.
Противопоставление Добра и зла играет ключевую роль в дуалистических мифах, где каждый из символов и персонажей относится либо к отрицательному ряду как воплощение зла, либо к положительному ряду как носитель доброго начала. Более развитые мифологии Ближнего Востока, например хаттская и хеттская, в отличие от архаических дуалистических мифологий, различают "благо, добро" и "плохое, зло". Последнее связывается с "тёмной землёй" ("нижним миром"). С помощью особого обряда осуществляется избавление человека от "зла" и различных его ритуальных и мифологических воплощений (злого глаза, злого языка и проч.).
Дуалистической мифологии Древнего Египта противопоставление Добра и зла также свойственно. В поздней египетской сказке (1-е тыс. до н.э.) о правде и кривде кривда - воплощение зла - ослепляет своего, воплощающего добро, старшего брата - правду; в сказке кривде помогают девять богов.
Зная о тесной связи всех видов устного народного творчества, нетрудно догадаться, что представления о Добре и зле из мифологии перекочевали в народные сказки восточных народов. Сказка про синицу в этом плане не исключение.
Заимствованные из древнеиранской доисламской литературы, индийской литературы и мусульманских преданий сюжеты персидских народных сказок противопоставляют Добро злу. При это воплощением Добра в этих сказках выступают справедливый царь, справедливое народное царство, героические сказочные персонажи и волшебные силы, которые им помогают. В персидских сказочных произведениях отчетливо выражена концепция доброжелательной, человеколюбивой, благородной и мужественной личности, воплощающей Добро.
Добро и зло в сказках Ирака также противопоставлены в рамках дуалистической концепции. Демоны и джинны в одной восточной сказке Ирака могут быть антагонистами в борьбе Добра со злом, а в другой - действовать синергично на стороне Добра и быть чудесными помощниками воплощающего Добро героя.
Добро и зло в сказках, фольклоре Талыша, неизвестном широким кругам читателей, находятся в постоянной борьбе, где слушатель (читатель) постоянно стоит перед выбором и каждый раз делает один и тот же выбор в пользу Добра. Сказка про синицу - один из примеров подобной коллизии и традиционного выбора.