На данной странице сайта Кавказ размещена статья на весьма интересную и дискутабельную тему. Автор пытается анализировать происхождение народов Большого Кавказа, излагая исторические, этнографические и антропологические версии происхождения народов Кавказа.
Дорога эров
Еще в 1965 году грузинский ученый Г.А.Меликишвили на основе историко-археологического анализа пришел к выводу, что завершение существования куро-аракской культуры Кавказа и родственной ей кирбет-керакской культуры Сирии и Палестины следует связать с экспансией хурритских племен на территории распространения этих культур.
Археологический материал позволил ученому датировать появление хурритов в Сирии периодом, следующим за 2400 г. до н.э., то есть началом XXIV века до н.э. Что касается даты появления хурритов в Закавказье, то Г.А.Меликишвили считает, что их проникновение в регион начинается со второй половины III тыс. до н.э., но особенно много археологических свидетельств, указывающих на пребывание хурритов в Закавказье, появляется появляется после XXIII века до н.э., когда прекращает свое существование куро-аракская культура.
Б.А.Куфтин датировал триалетскую культуру, сложившуюся на части территории, где ранее бытовала куро-аракская культура, серединой II тыс. до н.э. Однако последующие раскопки позволили существенно уточнить эту датировку – зарождение триалетской культуры специалисты ныне относят к периоду, который непосредственно примыкает к времени завершения куро-аракской культуры.
Множество археологических, исторических, мифологических и иных научных данных позволили Г.А.Меликишвили признать ареал распространения триалетской культуры северной периферией государства Митанни, а создателями этой культуры – хурритов.
В.Л. Ростунов на основе детального анализа многочисленных археологических данных пришел к аналогичным выводам и связал отток части носителей куро-аракской культуры из Центрального Закавказья в центральные районы Северного Кавказа с миграцией в Закавказье хурритского племенного объединения Уллив (Уллибан), впоследствии входившего в племенную номенклатуру Наири-Урарту. Появление хурритов в Центральном Закавказье В.Л.Ростунов датирует концом XXIII – началом XXII веков до н.э., что совпадает с датировкой, предложенной Г.А.Меликишвили.
Таким образом, с конца III тыс. до н.э. южные и центральные районы Закавказья можно считать входящими в границы распространения хурритских племен.
Ныне сильные научные позиции завоевало мнение об этно-языковом родстве древних хуррито-урартов и современных вайнахов, и родство это особенно убедительно демонстрируется лингвистическими параллелями.
Особенно поразительно то, что несмотря на 2,5 тысячи лет, разделяющие современный вайнахский и ставший мертвым в далекой древности урартский языки, между этими языками наблюдаются столь тесные связи, что чеченец или ингуш, наш современник, без особых затруднений понимает смысл множества урартских слов и даже целых фраз.
(Продолжение в центральной колонке.)
Народы Большого Кавказа,
версии их происхождения
(Продолжение. Начало в левой боковой колонке.)
Основываясь на археологических и лингвистических данных, а также на данных мифологии, антропологии, топономии и т.д., автор данной статьи еще в 1987 году в одной из публикаций предложил связать начальный этап этногенеза вайнахов именно с проникновением хурритов на Кавказ, имевшим место, как отмечалось выше, к концу III тыс. до н.э.
Тогда же автором была высказана мысль о том, что хуррито-урарты и родственные им протовайнахи в историческом прошлом жили не изолированно друг от друга, а были связаны своеобразным этнолингвистическим «мостом», протянувшимся между центральными районами Северного Кавказа и Верхней Месопотамии. «Мост» этот состоял из некоторых древних этнических формирований, среди которых называлось и племя эров.
Данная работа, переработанная для газетной публикации, служит детализации этого утверждения и выяснению роли эров в этногенетических процессах древнего и средневекового Кавказа.
Заняв южные и частично центральные районы Закавказья, хурриты, как это можно надежно установить, не исчезли из этих мест и в последующие века. Жестокие войны, которые то и дело вспыхивали между Ассирией и Митанни, побудили ассирийского царя Ададнирари I (1307-1276 гг. до н.э.) совершить поход против слабеющей хурритской империи, и симптоматично, что в Южном Закавказье (Ходжалы) обнаружена надпись этого царя.
Возможно, эта является косвенным свидетельством того, что ассирийцы сражались с хурритами на юге Закавказья. Более определенно можно утверждать, что с закавказскими хурритами, как составной частью «стран Наири», ассирийцы воевали при царях Тикульти-Нинурти I (1245-1209 гг. до н.э.) и Тиглатпаласаре I (1115-1077 гг. до н.э.).
В XIII веке до н.э., после падения Митанни, происходит новая консолидация хурритских племен, называвшихся в ассирийских источниках «странами Уруатри (Урарту)». Г.А.Меликишвили считает, что этот новый союз сложился в районе верхнего течения р. Верхний Заб, в окрестностях древнейшего священного города урартийцев Ардини (ср. чеч. «аьрдане» - «священный»), откуда урартийцы распространились со временем к северу, до озера Ван, где их столицей стал город Тушпа (ср. чеч. «туш-пха» - «укрепленное поселение»).
Из этого хурритского племенного союза к IX веку до н.э. возникает мощное государство Урарту. Город Ардини продолжал оставаться почитаемым религиозным центром и местом коронации урартийских царей.
Примечательно, что в городе Ардини (другое название Муцацир, Мусасир) вплоть до гибели этого города, в храме Халди хранились два священных котла, олицетворяющих собой, по всей видимости, единство двух близкородственных этнографических групп (халдов-урартийцев и собственно хурритов), консолидировавшихся впоследствии в единое государство.
Подобный же котел, судя по историческим и этнографическим данным, хранился и в древнейшем общевайнахском сакральном центре Нашхе, в боевой башне замка Моцарх. Как гласит предание, эта общенациональная вайнахская реликвия была уничтожена по приказу имама Шамиля руками двоих наибов-чеченцев в 1845 (или 1846) году.
В конце IX – первой половине VIII вв. до н.э. Урарту достигает наивысшего могущества и становится на путь широких завоеваний. Уже при царе Менуа (810-760 гг. до н.э.) часть территорий на правом (северном) берегу Аракса превращается в урартский плацдарм для дальнейших походов. При его сыне Аргишти (781-760 гг. до н.э.) в состав Урарту входит вся Араратская долина, и здесь основываются города-крепости Эребуни и Аргиштихинили.
В 1950 году на южной окраине Еревана, на холме Арин-берд, была обнаружена урартская надпись следующего содержания: «Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, эту могущественную крепость построил; установил ее имя Эребуни для могущества страны Биайни…». Исходя из этого сообщения, ученые-кавказоведы локализуют крепость Эребуни на месте Еревана и считают, что название древней урартийской крепости сохранилось в названии современной армянской столицы.
При преемниках Аргишти Сардури II (760-730 гг.) и Русе I (730-714 гг.) в состав Урарту входят районы Чалдырского озера, верховьев Куры, Севанского озера и окрестности современного Гумри (бывший Ленинакан).
Интересно, что в районе Гюмри, восточнее Севанского озера и на правом берегу Аракса урартские письменные источники фиксируют, соответственно, следующие завоеванные ими «страны»: Эриахи, Эриа, Эриелтуа и Эрикуахи. Легко заметить, что во всех этих названиях проступает основа «эри». Как считает Г.А.Меликишвили, эта основа является племенным названием. Примечательно, что и крепость Эребуни, построенная урартийцами восточнее Севана, на землях названных племенных объединений, сохраняет в своем названии ту же основу – эри.
Видный армянский ученый-лингвист Г.Капанцян отмечает, что армянский термин «ван» в значении «село», «город» происходит от урартского «бан», «биани» с аналогичным значением.
(Окончание в правой боковой колонке.)
Тема: Народы Большого Кавказа, их происхождение. Исторические, этнографические, антропологические версии и гипотезы. Обсуждение на Форуме
(Окончание материала.)
В таком случае и Эребуни, и Ереван, как названия одного и того же населенного пункта, обозначают буквально «город (поселение) эров». И такая этимология вполне согласуется с географическим положением Эребуни-Еревана на землях эров.
После крушения Урарту (ок. 590 г. до н.э.) и заселения его территории армянскими племенами, эры, судя по доступным нам древним письменным источникам, уже не упоминаются в тех районах, где их присутствие фиксировалось урартийскими источниками. Возможно, эры были оттеснены на север пришедшим в эти места новым населением.
Однако в традиционных районах обитания эров, включенных в границы образовавшегося Армянского царства, сохранился ряд названий, связь которых с этнонимом «эри» едва ли можно исключать. Например, река Аракс в древности и средние века носило название Ерасх(и).
Возможно, окончание «хи» в этом названии является хорошо известным в урартском языке суффиксом принадлежности. Но более вероятно, что это окончание в данном случае ничто иное как хуррито-нахское слово «река», «вода».
Приведем для сравнения такие древние хуррито-нахские гидронимы как Аранца-хи (хурритское название реки Тигр; буквально «равнинная река»), Чоро-хи (современная Чорох, «внутренняя река»), Ломе-хи (древнее название Терека, «горная река»), Лиахви (в устах осетин название этой реки звучит как Леуа-хи, «ледниковая река», «снежная река») и т.д. В этот же ряд укладывается и гидроним Ерас-хи – «река эров».
По течению Аракса (Ерас-хи) в эпоху Армянского царства располагался гаворк (округ) Ераз, находилось ущелье Ерасхадзор (дзор – «ущелье» по-армянски) и там же известна «вершина Ерасхадзора». Любопытно, что вблизи от этой вершины находилась община Нахчра-дзор, то есть буквально «община ущелья Нахчра». Не исключено, что название «нахчра» каким-то образом связано с самоназванием чеченцев – нахче (нахчи, нохчи).