Народы Кавказа

Народы Большого Кавказа, их происхождение.

Исторические, этнографические, антропологические версии и гипотезы

Сайт Кавказ | Кавказский ресторан в Москве | Ссылки

     

 

Происхождение

народов Кавказа


На данной странице сайта Кавказ размещена статья на весьма интересную и дискутабельную тему. Автор пытается анализировать происхождение народов Большого Кавказа, излагая исторические, этнографические и антропологические версии происхождения народов Кавказа.

 

 
     

 

Дорога эров


Еще в 1965 году грузинский ученый Г.А.Меликишвили на основе историко-археологического анализа пришел к выводу, что завершение существования куро-аракской культуры Кавказа и родственной ей кирбет-керакской культуры Сирии и Палестины следует связать с экспансией хурритских племен на территории распространения этих культур.

Археологический материал позволил ученому датировать появление хурритов в Сирии периодом, следующим за 2400 г. до н.э., то есть началом XXIV века до н.э. Что касается даты появления хурритов в Закавказье, то Г.А.Меликишвили считает, что их проникновение в регион начинается со второй половины III тыс. до н.э., но особенно много археологических свидетельств, указывающих на пребывание хурритов в Закавказье, появляется появляется после XXIII века до н.э., когда прекращает свое существование куро-аракская культура.

Б.А.Куфтин датировал триалетскую культуру, сложившуюся на части территории, где ранее бытовала куро-аракская культура, серединой II тыс. до н.э. Однако последующие раскопки позволили существенно уточнить эту датировку – зарождение триалетской культуры специалисты ныне относят к периоду, который непосредственно примыкает к времени завершения куро-аракской культуры.

Множество археологических, исторических, мифологических и иных научных данных позволили Г.А.Меликишвили признать ареал распространения триалетской культуры северной периферией государства Митанни, а создателями этой культуры – хурритов.

В.Л. Ростунов на основе детального анализа многочисленных археологических данных пришел к аналогичным выводам и связал отток части носителей куро-аракской культуры из Центрального Закавказья в центральные районы Северного Кавказа с миграцией в Закавказье хурритского племенного объединения Уллив (Уллибан), впоследствии входившего в племенную номенклатуру Наири-Урарту. Появление хурритов в Центральном Закавказье В.Л.Ростунов датирует концом XXIII – началом XXII веков до н.э., что совпадает с датировкой, предложенной Г.А.Меликишвили.

Таким образом, с конца III тыс. до н.э. южные и центральные районы Закавказья можно считать входящими в границы распространения хурритских племен. Ныне сильные научные позиции завоевало мнение об этно-языковом родстве древних хуррито-урартов и современных вайнахов, и родство это особенно убедительно демонстрируется лингвистическими параллелями.

Особенно поразительно то, что несмотря на 2,5 тысячи лет, разделяющие современный вайнахский и ставший мертвым в далекой древности урартский языки, между этими языками наблюдаются столь тесные связи, что чеченец или ингуш, наш современник, без особых затруднений понимает смысл множества урартских слов и даже целых фраз.

(Продолжение в центральной колонке.)

 

 
     




 
 

 

Народы Большого Кавказа,

версии их происхождения


(Продолжение. Начало в левой боковой колонке.)

Основываясь на археологических и лингвистических данных, а также на данных мифологии, антропологии, топономии и т.д., автор данной статьи еще в 1987 году в одной из публикаций предложил связать начальный этап этногенеза вайнахов именно с проникновением хурритов на Кавказ, имевшим место, как отмечалось выше, к концу III тыс. до н.э.

Тогда же автором была высказана мысль о том, что хуррито-урарты и родственные им протовайнахи в историческом прошлом жили не изолированно друг от друга, а были связаны своеобразным этнолингвистическим «мостом», протянувшимся между центральными районами Северного Кавказа и Верхней Месопотамии. «Мост» этот состоял из некоторых древних этнических формирований, среди которых называлось и племя эров.

Данная работа, переработанная для газетной публикации, служит детализации этого утверждения и выяснению роли эров в этногенетических процессах древнего и средневекового Кавказа.

Происхождение народов Кавказа

Заняв южные и частично центральные районы Закавказья, хурриты, как это можно надежно установить, не исчезли из этих мест и в последующие века. Жестокие войны, которые то и дело вспыхивали между Ассирией и Митанни, побудили ассирийского царя Ададнирари I (1307-1276 гг. до н.э.) совершить поход против слабеющей хурритской империи, и симптоматично, что в Южном Закавказье (Ходжалы) обнаружена надпись этого царя.

Возможно, эта является косвенным свидетельством того, что ассирийцы сражались с хурритами на юге Закавказья. Более определенно можно утверждать, что с закавказскими хурритами, как составной частью «стран Наири», ассирийцы воевали при царях Тикульти-Нинурти I (1245-1209 гг. до н.э.) и Тиглатпаласаре I (1115-1077 гг. до н.э.).

В XIII веке до н.э., после падения Митанни, происходит новая консолидация хурритских племен, называвшихся в ассирийских источниках «странами Уруатри (Урарту)». Г.А.Меликишвили считает, что этот новый союз сложился в районе верхнего течения р. Верхний Заб, в окрестностях древнейшего священного города урартийцев Ардини (ср. чеч. «аьрдане» - «священный»), откуда урартийцы распространились со временем к северу, до озера Ван, где их столицей стал город Тушпа (ср. чеч. «туш-пха» - «укрепленное поселение»).

Из этого хурритского племенного союза к IX веку до н.э. возникает мощное государство Урарту. Город Ардини продолжал оставаться почитаемым религиозным центром и местом коронации урартийских царей.

Примечательно, что в городе Ардини (другое название Муцацир, Мусасир) вплоть до гибели этого города, в храме Халди хранились два священных котла, олицетворяющих собой, по всей видимости, единство двух близкородственных этнографических групп (халдов-урартийцев и собственно хурритов), консолидировавшихся впоследствии в единое государство.

Подобный же котел, судя по историческим и этнографическим данным, хранился и в древнейшем общевайнахском сакральном центре Нашхе, в боевой башне замка Моцарх. Как гласит предание, эта общенациональная вайнахская реликвия была уничтожена по приказу имама Шамиля руками двоих наибов-чеченцев в 1845 (или 1846) году.

В конце IX – первой половине VIII вв. до н.э. Урарту достигает наивысшего могущества и становится на путь широких завоеваний. Уже при царе Менуа (810-760 гг. до н.э.) часть территорий на правом (северном) берегу Аракса превращается в урартский плацдарм для дальнейших походов. При его сыне Аргишти (781-760 гг. до н.э.) в состав Урарту входит вся Араратская долина, и здесь основываются города-крепости Эребуни и Аргиштихинили.

В 1950 году на южной окраине Еревана, на холме Арин-берд, была обнаружена урартская надпись следующего содержания: «Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, эту могущественную крепость построил; установил ее имя Эребуни для могущества страны Биайни…». Исходя из этого сообщения, ученые-кавказоведы локализуют крепость Эребуни на месте Еревана и считают, что название древней урартийской крепости сохранилось в названии современной армянской столицы.

При преемниках Аргишти Сардури II (760-730 гг.) и Русе I (730-714 гг.) в состав Урарту входят районы Чалдырского озера, верховьев Куры, Севанского озера и окрестности современного Гумри (бывший Ленинакан).

Интересно, что в районе Гюмри, восточнее Севанского озера и на правом берегу Аракса урартские письменные источники фиксируют, соответственно, следующие завоеванные ими «страны»: Эриахи, Эриа, Эриелтуа и Эрикуахи. Легко заметить, что во всех этих названиях проступает основа «эри». Как считает Г.А.Меликишвили, эта основа является племенным названием. Примечательно, что и крепость Эребуни, построенная урартийцами восточнее Севана, на землях названных племенных объединений, сохраняет в своем названии ту же основу – эри.

Видный армянский ученый-лингвист Г.Капанцян отмечает, что армянский термин «ван» в значении «село», «город» происходит от урартского «бан», «биани» с аналогичным значением.

(Окончание в правой боковой колонке.)

 

Тема: Народы Большого Кавказа, их происхождение. Исторические, этнографические, антропологические версии и гипотезы. Обсуждение на Форуме

 

 
     

 

(Окончание материала.)

В таком случае и Эребуни, и Ереван, как названия одного и того же населенного пункта, обозначают буквально «город (поселение) эров». И такая этимология вполне согласуется с географическим положением Эребуни-Еревана на землях эров.

После крушения Урарту (ок. 590 г. до н.э.) и заселения его территории армянскими племенами, эры, судя по доступным нам древним письменным источникам, уже не упоминаются в тех районах, где их присутствие фиксировалось урартийскими источниками. Возможно, эры были оттеснены на север пришедшим в эти места новым населением.

Однако в традиционных районах обитания эров, включенных в границы образовавшегося Армянского царства, сохранился ряд названий, связь которых с этнонимом «эри» едва ли можно исключать. Например, река Аракс в древности и средние века носило название Ерасх(и).

Возможно, окончание «хи» в этом названии является хорошо известным в урартском языке суффиксом принадлежности. Но более вероятно, что это окончание в данном случае ничто иное как хуррито-нахское слово «река», «вода».

Приведем для сравнения такие древние хуррито-нахские гидронимы как Аранца-хи (хурритское название реки Тигр; буквально «равнинная река»), Чоро-хи (современная Чорох, «внутренняя река»), Ломе-хи (древнее название Терека, «горная река»), Лиахви (в устах осетин название этой реки звучит как Леуа-хи, «ледниковая река», «снежная река») и т.д. В этот же ряд укладывается и гидроним Ерас-хи – «река эров».

По течению Аракса (Ерас-хи) в эпоху Армянского царства располагался гаворк (округ) Ераз, находилось ущелье Ерасхадзор (дзор – «ущелье» по-армянски) и там же известна «вершина Ерасхадзора». Любопытно, что вблизи от этой вершины находилась община Нахчра-дзор, то есть буквально «община ущелья Нахчра». Не исключено, что название «нахчра» каким-то образом связано с самоназванием чеченцев – нахче (нахчи, нохчи).

 

 
     

Меню сайта


Вторая страница

Абхазская страница

Адыгская страница

Грузинская страница

Дагестанская страница

Донская страница, фоны

Карачаевская страница

Кубанская страница

Осетинская страница

Чеченская страница

Рисунки для чата

Коды цветов

Наши чаты

О Кубани

Страница входа

О кавказском чате и форуме

Армянские продукты оптом

Свободные дискуссии

Отдых в Кабардинке

Путеводитель по сайту

Армянские супы

Авиабилеты

Армянские рестораны

Обои рабочего стола

Сладкие десерты

"Еркрамас" в Москве

Журнал "Анив" в Москве

Талышские сказки

Что делать в жару

О кавказской овчарке

Карта

Обсуждения на форуме

 
Народы Большого Кавказа, их происхождение. Исторические, этнографические, антропологические версии и гипотезы. Портал Кавказа.