Черкесский чат Стартовая
Написать

Чат, форум адыгский, черкесский, кабардинский.

Сайт | Чат Кавказ | Кавказский форум | Адыгская музыка | Ссылки

Правила | Краснодарский чат | О Кабардино-Балкарии | Пейзажи Кавказа | Кафе "Кариночка" | Анекдоты

Музыка, кухня адыгов, Адыгэ хабзэ, нэмыс.

     

 

Адыгский чат


Друзья, вы посетили страницу информационно-развлекательного сайта "Кавказ", ведущую в кабардинский чат и форум. В то же самое время это черкесский форум и чат, а также абазинский и адыгский. Сочтя, что кабардинцы, черкесы, абазины и адыги - этнографические группы адыгского народа, мы предусмотрели наш чат и форум для всех представителей этого народа.

На этой странице вы найдёте ссылку на сайт, где вас ждёт прекрасная адыгская музыка - кабардинская, черкесская, абазинская и собственно адыгская, или адыгейская музыка.

Конечно, мы не могли обойти стороной существование адыгской системы этики, известной как "Адыгэ хабзэ", поэтому на этой странице сайта вы найдёте основные положение этой прекрасной этической системы. Не настаиваем, но и не исключаем, что именно "Адыгэ хабзэ" стала основой для появления этических систем некоторых других народов Кавказа.

Ведь не случайно, что понятие "нэмыс" существует и у всех остальных кавказских народов, а у некоторых, как например у армянского народа, существует даже само это слово в несколько ином звучании - "намус".

Ну, и наконец, на странице представлены рецепты очень вкусной и довольно простой адыгской кухни (она же и кабардинская, черкесская и абазинская кухня), которые, мы надеемся, станут приятным сюрпризом для любителей домашней готовки.

 

Кабардинский чат

Черкесский форум

 

 
     

 

Рецепты

адыгской

кухни


Каймак


Состав: Молоко.

Молоко вскипятить и выставить в прохладное место на 10—12 часов. На поверхности образуется густой слой каймака. Его надо снять и слить в сметанницу. К столу подать с калмыцким чаем.

 

Пирожки (халюж)


Состав: молоко — 1 литр, топленое масло — 100 г, яйцо — 1 шт., мука, соль. Начинка: свежий адыгейский сыр, соль по вкусу.

На молоке замесить не очень крутое тесто, скатать его в жгут, нарезать на куски. Каждый кусок тонко раскатать, на половину кружка положить размельченный адыгейский сыр, накрыть другой половинкой и обрезать зубчатым колесиком. Жарить в кипящем масле.

 

Пышки (щалям)


Состав: кефир — 0,5 л, сметана — 2 ст. ложки, мука — 5 стаканов, соль — 1 ст. ложка, сахар — 1 ст. ложка без верха, сода —1ч. ложка, подсолнечное масло — 1 ст. ложка.

В эмалированную кастрюлю вылить кефир, добавить сахар, соль и, помешивая, поставить кастрюлю на слабый огонь для прогревания. Как только жидкость слегка нагреется, снять с огня, добавить соду, сметану и тщательно перемешать.

Муку дважды просеять, холмиком уложить на стол, сделать углубление, добавить туда ложку растительного масла и смешать с мукой, затем небольшими порциями добавлять смесь кефира, тут же замешивая его с мукой. Готовое, не очень крутое тесто, накрыть салфеткой и оставить на 30 минут для «созревания».

Жарить в большом количестве масла. К столу подать с калмыцким чаем.

 

Супы


Мясной бульон (лилэпс)


Состав: мясо куриного или мелко рогатого скота — 500 г, лук — 1 головка, болгарский перец — 1 стручок, горький перец — по вкусу, соль чесночная — по вкусу.

Желательно взять грудинку, порубить на порционные куски, промыть, сложить в кастрюлю и залить горячей водой, добавить шинкованный лук, посолить и варить до готовности на слабом огне. Затем добавить сладкий перец, горький стручковый перец, зелень. Дать массе закипеть.

 

Бульон с орешками из пшеничного теста (лэпсытенх)


Состав: яйцо — 1 шт., мука — 2/3 стакана, соль по вкусу.

На воде с яйцом замесить тесто, из него сделать небольшой валик, валик порезать на кусочки величиной с лесной орех, опустить их в кипящее масло. Как только они подрумянятся, переложить их в кипящий бульон, добавить зажарку.

 

Второе


Рагу (кабаскел)


Состав: мясо — 1 кг, капуста — 1 средний кочан, лук — 2 шт., масло — 200г, помидоры — 200г (можно заменить томатом), соль, пряности по вкусу.

Из масла, лука, молотого красного перца и кинзы сделать зажарку. В нее положить мясо, нарезанное порционными кусками и потушить 10—15 минут, затем положить мелко нарезанные помидоры или пасту, посолить чесночной солью и еще потушить 10—15 минут. Разрезанную кусками капусту вместе с сердцевиной также заложить в мясо. Добавить зелень, горький и сладкий перец и довести блюдо до готовности.

 

Жаркое (лилибж)


Состав: мясо — 500 г, лук — 1 головка, масло топленое — 100 г, перец, чеснок, соль, кинза по вкусу.

На топленом масле поджарить лук до золотистого цвета, добавить молотый красный перец, кинзу, перемешать. Положить нарезанное кусочками мясо баранины или говядины, перемешать и под крышкой тушить до тех пор, пока не испарится жидкость, посолить и добавить чеснок, подлить воды и тушить на слабом огне до образования сока.

 

Мясной соус (лищипс)


Состав: мясо — 500 г, топленое масло — 100 г, лук — 1 головка, специи, чеснок и соль по вкусу.

Сделать зажарку в толстостенной кастрюле, туда положить нарезанное ломтиками мясо, посолить, добавить специи, перемешать и плотно закрыть крышкой. Кипятить на слабом огне до испарения жидкости. Готовое мясо переложить или залить соусом щипси.

 

Адыгский шашлык (лищипап)


Состав: мясо — 1 кг, сливочное масло — 200 г, перец и соль по вкусу.

Небольшими кусками по 80—100 г нарезать мякоть баранины. Со всех сторон отбить деревянным молоточком, нанизать на шампур и жарить над раскаленными углями, периодически поливая раствором соли с чесноком и перцем. Готовое мясо переложить в кастрюлю с зажаркой, подлить немного горячего бульона и тушить до готовности под крышкой.

К столу подать с крутой кашей.

 

Крутая кукурузная каша (натрыфпаст)


Состав: Кукурузная крупа, мука

Кукурузную крупу просеять. Мелкую часть крупы оставить на столе, а крупную засыпать в кипящую воду и варить до загустения. Кашу подбить мелкой просеянной мукой и на слабом огне довести до крутого состояния, помешивая ее деревянной лопаткой. Кашу выложить на плоскую тарелку, после остывания разрезать на квадраты. Подавать к мясным блюдам.

 

Мамалыга из кукурузной муки (натрыфмамрыс)


Состав: кукурузная мука — 500 г, соль.

В кипящую подсоленную воду медленно, при постоянном помешивании, всыпать муку и варить на слабом огне 50 минут, помешивая деревянной лопаткой. Огонь уменьшить и варить еще 15 минут.

К столу мамалыгу подать к жареному сыру, яичнице, мясным блюдам.

 

Крутая пшенная каша (фыгупаст)


Состав: Пшенная крупа

Пшено хорошо промыть в холодной воде и опустить в кипящую подсоленную воду. Вода должна покрывать пшено на 2 пальца. На слабом огне кашу довести до крутого состояния.

Готовое пастэ выложить на блюдо, разровнять. При подаче разрезать на куски. К столу подать с соусом щипси и мясом.

 

Вареники со свежим сыром (халихожии)


Состав: мука — 500 г, яйцо — 1 шт., соль. Начинка: сыр — 300г, яйцо — 1 шт., соль по вкусу.

Из воды, муки, яйца и соли замесить крутое тесто, накрыть и дать ему полежать 10 минут. Раскатать тесто в виде колбасок, порезать на маленькие куски, раскатать на кружочки, завернуть в них свежий, чуть подсоленный, крошеный сыр с яйцом.

Готовые вареники опустить в кипящую подсоленную воду и варить до тех пор, пока они не всплывут.

Теплые вареники положить в кислое молоко, подсоленное чесночной солью, залить зажаркой.

Вареники можно подать с зажаркой, а кислое молоко поставить как дополнение отдельно.

 

 
  Адыгский, абазинский чат, черкесский форум

 

Интересное об адыгской

культуре. Адыгэ хабзэ.


Пять принципов адыгской этики


Во всех этических системах выкристаллизовываются ведущие моральные принципы, подчиняющие себе многообразие частных принципов и норм. Они носят характер базовых, постоянно действующих ценностей, не связанных условиями и обстоятельствами времени, пространства, конкретных жизненных ситуаций, групповых или сословных отношений. В системе адыгской этики пять таких постоянств: цIыхугъэ - человечность, нэмыс - почтительность, акъыл - разум, лIыгъэ - мужество, напэ - честь.

К такому заключению я пришел, анализируя материал полевых этнографических исследований, проводившихся мной с 1975-го по 1995 год. В общей сложности было опрошено около 500 человек старшего поколения, представляющих все области и районы компактного проживания адыгов в России, а также частично за рубежом, прежде всего в Иордании, Сирии, Турции.

Полученные данные - свидетельство валидности принципов адыгской этики, наличия единых представлений об этической рационализации мира.

Человечность - цIыхугъэ. Ее считают и повсеместно выделяют как самую первую заповедь и характерную черту адыгства. К примеру, информант Фица Тарчоков определяет адыгство как человечность, сострадание к людям, готовность оказать им помощь: Адыгагъэр цIыхугъэщ, гущIэгъущ, хъэтырщ.

Аналогичным образом высказывается Али Удычаков. По его мнению, адыгагъэ включает в себя гостеприимство, уважение к старшим, чуткость, деликатность и другие ценные качества, которые в целом можно обозначить как человечность. Отсюда вывод: "Тот, кто обладает человечностью, тот обладает адыгством, и, напротив, обладающий адыгством, обладает человечностью". Несколько иначе выражает эту же мысль Кубати Кудаев: ЦIыхугъэ зимыIэм адыгагъэ хэлъкъым - "Тот, в ком нет человечности, тот лишен и адыгства".

Ссылаются на тесную связь человечности с эмпатией - гущIэгъу, пониманием - зэхэщIыкI, а также с готовностью действовать в интересах других людей - хьэтыр и развитым чувством благодарности за оказанную помощь - фIыщIэ (Масхуд Беккизов, Гиса Жирчаго, Тембулат Балов и др.).

Мотивационную базу человечности составляет, по свидетельству информантов, идея спасения души через благодеяние - псапэ (Мамырхан Бекова, Айше Гербо, Хакулина Кишева). И отсюда необычайно высокая значимость - своего рода культ добрых дел.

Наконец, постоянно подчеркивается, что реализация человечности осуществляется средствами этикета - адыгэ нэмыс (Мамыза Озов, Мажид Темиров и др.) с использованием ресурсов разума, мужества, чести (Бетал Апхудов, Ибрагим Ервас, Кокоз Бербеков, Хусин Черкесов и др.).

О том, что в системе адыгства человечность выдвигается на первый план, свидетельствуют данные социологических исследований в Адыгее. Выяснилось, что с человечностью связывают адыгскую этику свыше 90% адыгского населения, то есть абсолютное большинство. По словам руководителя этих исследований Р. А. Ханаху, в массовом сознании человечность и адыгство "мыслятся почти как синонимы" (Ханаху 1997: 47).

Это весьма показательно как свидетельство всеобщности принципов и правил адыгагъэ, их внутреннего соответствия универсальным представлениям о гуманности. В сознании адыгов человечность - людская любовь, не знающая национальных, расовых или сословных границ, своего рода видовая солидарность.

Почтительность - нэмыс. Прежде всего данное понятие ассоциируется с воспитанностью, скромностью, деликатностью, хорошими манерами и в этом качестве постоянно фигурирует в оценках и определениях адыгства. Адыгагъэр нэмысщ, лIыгъэщ, цIыхугъэщ, - говорит Мухамед Сонов, что означает: "Адыгство - это почтительность, мужество, человечность".

К числу типичных относится определение Умара Лапсирокова: Адыгагъэ жиIэмэ, абы къикIыр цIыхугъэ, нэмыс, хьэтыр, хабзэ зыхэлъ - "Когда говорят "адыгство", под этим подразумевают наличие таких свойств, как человечность, почтительность, услужливость, учтивость, воспитанность". Иногда говорят, что между адыгством, человечностью и почтительностью нет принципиальной разницы (Лих Меров, Касух Ципинова, Жубатыр Ципинов).

В таком же духе высказываются все информанты. Правда, у бжедугов и шапсугов вместо термина "нэмыс", но в том же значении используются чаще термины "шъхьэкIаф" - "уважение", "нэхаш" - "скромность" (Ахмед Теучеж, Исмаил Татлок, Махмет Нагучев, Осман Нибо, Шаф Чачух).

Большое значение придают принципам и правилам почтительного поведения и в этой связи этикету. В числе конструктивных принципов этикета называют почитание старших, женщин, гостей, родственников, детей (Умар Мазукобзев, Уалагей Аутлев, Джаудет Шупаш, Хаджифат Харту, Владимир Паунежев, Кадыр Хачемиз и др.).

Специально выделяется понятие гармоничного, артистичного поведения - зекIуэкIэ дахэ, предполагающего не только отличное знание пунктов этикета, но и умение с особым изяществом исполнить их. Отсюда образ человека с хорошими манерами и тонким вкусом - щIыкIафIэ, нэмысыфIэ (Марят Шопарова, Мухамед Хажбиев и др.).

(Окончание в правой боковой колонке.)

 

Рецепты адыгской кухни


Тот, кто хоть однажды побывал в Адыгее, никогда не забудет гостеприимства этого народа. В ответ на простое приветствие любой прохожий услышит "Къеблагъ!" ("Заходи, гостем будешь"). Это искреннее приглашение, а не просто вежливость. С древнейших времен адыги занимались скотоводством, птицеводством и земледелием, что оказало влияние и на их национальную кухню. Особое место адыгская кухня (адыгейская, черкесская, абазинская, кабардинская) отводит баранине, говядине и птице.

Кухня адыгов содержит также множество молочных и растительных блюд, а также мучных изделий. Национальные адыгские блюда в меру острые, имеют высокие вкусовые качества, благодаря чему многие из них стали достоянием других народов. Особенно популярны блюда из мяса птицы: "Чэтлыбжь", "Мэлылгъэжъагъ", "Лыщипс", а также адыгейский сыр, который теперь изготовляется промышленным способом. С гостем приходит и счастье ("Хьак1э къак!омэ насып къыда-к!о") - так считает народ Адыгеи.

 

Напитки и сладкие блюда


Калмыцкий чай (калмыкщай)


Состав: Для приготовления чая используют конский сушеный щавель вместе со стеблем и чай черный плиточный.

Приготовление чая. Вначале надо приготовить отвар из конского щавеля. В кипящую воду положить щавель и на медленном огне варить 1 —1,5 часа. Настой должен получиться густым и ароматным. Добавить чай. В кипящий настой влить молоко по вкусу и тщательно перемешать. Разлить по большим пиалам. Каждый по вкусу добавляет молотый душистый перец, каймак или сливочное масло, соль.

К чаю можно подать щалямэ.

 

Напиток из сушёных яблок и груш (мыпсы, кужыпсы)


Состав: Сушеные яблоки, сушеные груши, сахар, мед.

Фрукты промыть, положить в эмалированную или стеклянную посуду, залить кипятком, прикрыть чистым полотенцем. Через два дня раствор процедить в другую посуду. Добавить в него мед, сахар, или только мед и только сахар и поставить в теплое место на несколько дней для брожения. После прекращения брожения напиток готов к употреблению.

 

Изделие из слоёного сыра с тестом (гуубат)


Состав: молоко — 1 стакан, сметана — 2 стакана, топленое масло — 300 г, растительное масло — 25 г, сахар — 2 столовые ложки (для сладкого теста — 300 г), яиц — 5 шт., дрожжи — 25 г, мука, соль по вкусу.

Дрожжи развести теплым молоком, положить яйца, сметану, растительное масло, все хорошо перемешать, вылить в муку, посолить и вымесить тесто. Тесто поставить на расстойку, как только оно подойдет разделить на 8—10 кусков и тонко их раскатать. Каждый пласт смазать топленым маслом и сложить один на другой. Полученное тесто разрезать на квадраты, положить на каждый квадрат начинку и закрыть концы квадрата в форме узелочка. Начинка должна быть видна.

Начинка: свежий адыгейский сыр протереть через сито, добавить желтки, соль и сливочное масло по вкусу.

Сладкий гуубат готовят так же, только в начинку и тесто добавляют сахар. Начинку для сладкого гуубата можно приготовить из толченых орехов с сахаром. Выпекать гуубат в духовке. Когда изделие подрумянится, вынуть, накрыть салфеткой и оставить под ней до остывания.

 

Первые блюда


Зажарка для первых блюд


Состав: Масло сливочное, лук,красный перец, молотая кинза.

На подогретую сковороду положить топленое или сливочное масло. Как только масло начнет кипеть, положить мелкошинкованный лук. Жарить лук обычным способом, как только он подрумянится, кончиком ножа взять необходимое количество молотого красного перца, молотой кинзы и быстро растереть на сковороде с маслом, чтобы зажарка приобрела приятную окраску и вкус.

 

Суп с фасолью и орехами (дэшхолэпс)


Состав: орехи — 1 ст., фасоль — 1 ст., соль по вкусу.

В небольшом количестве воды до готовности сварить фасоль. Готовую зажарку положить в фасоль и долить туда горячей воды. Когда смесь закипит, добавить очищенные и размятые орехи. Проварить 10—15 минут, посолить, посыпать зеленью и через 1 —2 минуты снять с огня.

 

Суп с каштанами (шхомчхантхупс)


Состав: каштаны — 1 стакан, фасоль — 1/2 стакана, соль по вкусу.

Промытую фасоль на 2 часа замочить в холодной воде и а той же воде поставить варить. Сварив до полуготовности, фасоль отставить.

Очищенные от верхней кожицы каштаны опустить на 3—5 минут в кипящую воду. Кипяток слить, снять вторую кожицу с каштанов, опустить в кастрюлю с фасолью и варить каштаны вместе с фасолью до готовности.

При подаче к столу суп заправить зажаркой и посыпать зеленью.

 

Вторые блюда


Приготовление приправы щхыущипс


Состав: 2 стакана кислого молока, 1 стакан сметаны, соль, чеснок, молотая кинза.

2 стакана кислого молока соединить с 1 стаканом сметаны, посолить, добавить толченый чеснок, молотую кинзу. Хорошо перемешать. К столу приправа подается на отдельных тарелочках.

 

Адыгский соус (щипси) 1 вариант


Состав: бульон — 7 литр, пшеничная мука — 3 столовые ложки, топленое масло — 150 г, 1 головка лука, красный перец сладкий.

На горячую сковороду положить топленое масло, как только оно расплавится, положить-туда очищенную и порезанную на 4 части головку лука. Когда лук станет мягким, его надо выбросить, а на сковороду тонким слоем насыпать муку и жарить до кремового цвета, затем добавить красный сладкий перец и тут же налить небольшое количество бульона. Быстро размешать. Затем взять горячий, но не кипящий бульон и небольшими порциями, все время размешивая, подливать его в зажарку. На слабом огне довести его до состояния средней густоты и дать кипеть.

 

Адыгский соус (щипси) 2 вариант


Состав: пшено — 3 столовые ложки, пшеничная мука — 7 столовая ложка, бульон — 6 стаканов.

В холодной воде замочить пшено на 10—15 минут. Затем пшено перемолоть в ступке или пропустить через мясорубку. Растереть с красным сладким перцем, добавить пшеничную муку. Массу разбавить небольшим количеством холодного бульона. Основному бульону дать закипеть и на слабом огне, помешивая, влить в него разбавленную массу и дать прокипеть 5—7 минут.

 

Отварное холодное мясо (лигэжогэ чиа)


Состав: мясо — 500 г, лук - 2 головки, перец, соль по вкусу.

Подготовленное мясо порезать на порционные куски и опустить в кастрюлю с горячей, слегка подсоленной водой. Через 30 минут с начала варки добавить нарезанный дольками репчатый лук, горький перец и довести до готовности.

Готовое мясо переложить в другую посуду, посолить чесночной солью, закрыть плотно крышкой, чтобы мясо впитало запах специй.

К столу мясо подать с соусом щипси или приправой щхыущипс.

 

Холодная индюшатина (тхачэтыл чиа)


Состав: Индейка

Обработанную индейку сварить в небольшом количестве воды. Вынув из бульона, тут же посолить чесночной солью, посуду плотно закрыть крышкой и дать мясу остыть. К столу подать с щипси или щхыущипс, зеленью и овощами.

 

Жареная курица (чэтлибж)


Состав: курица — 1 шт., лук — 2 головки, топленое масло — 150 г, перец, чеснок, кинза, соль по вкусу.

Тушку молодой курицы разрубить на части и опустить в подготовленную зажарку, хорбшо перемешать. Кастрюлю накрыть крышкой и дать прокипеть 10 минут. Затем посолить чесночной солью, подлить стакан воды и дать покипеть до испарения воды. Чэтлибж готов.

 

Жареный сыр с яйцом (куаем чэнчэ хэгэжахыгэу)


Состав: сыр — 200 г, яйцо — 1 шт., масло сливочное — 1 столовая ложка.

Крошеный сыр положить на сковороду с разогретым сливочным маслом, жарить, помешивая, а затем залить взбитым яйцом. Прожарить в течение 5 минут, разложить на порционные тарелки, поверх на каждую порцию положить сметану и посыпать зеленью.

 

Яичница с кислым молоком и сметаной (чэнчэщилибир)


Состав: яйца — 10 шт., кислое молоко — 1 литр, сметана — 200 г, чеснок с солью по вкусу. Для зажарки: УН/К — 2 гол., молотый красный перец— 1/2 ст. ложки, топленое масло — 50 г.

Взбитые яйца пожарить на сливочном масле с двух сторон, дать остыть, порезать на красивые ровные полоски. В глубокой тарелке приготовить смесь кислого молока и сметаны, посоленную чесночной солью, опустить туда яичницу и полить зажаркой.

Второй вариант этого блюда отличается только тем, что в кислое молоко кладут не омлет, а крутые вареные яйца, охлажденные и порезанные на мелкие куски.

 

Жареный сыр (кояж)


Состав: сыр — 500 г, мука - 200 г, перец, соль.

Лук поджарить на сливочном масле, добавить молотый красный перец, размешать и тут же в зажарку положить крошеный адыгейский сыр, перемешать и жарить 5—7 минут.

Перед подачей на стол посыпать блюдо зеленью петрушки.

 

Мятый свежий сыр (коецинэщытаг)


Состав: Адыгейский сыр

Сыр покрошить, добавить сливочное масло, мелкошинкованный зеленый лук, мелкорезанную зеленую кинзу. Перемешать, разложить натарелки и сверху полить сметаной.

К столу подать с хлебом.

 

 
     

 

Абазинский форум

 

Неважно, грустно вам или вы в приподнятом состоянии духа - адыгская музыка восхитительна всегда, как и кабардинская кухня. Черкесская музыка - популярная и этническая, будет звучать для Вас, если Вы щёлкнете на ссылку ниже:

Музыка адыгов

Черкесский чат

 

 
     

 

Пять принципов адыгской этики


(Окончание. Начало в центральной колонке.)

Человека, не соблюдающего или плохо соблюдающего правила этикета, считают лишенным почтительности и адыгства: Адыгэ хабзэр зымыгъэзащIэм нэмыси, адыгагъи хэлъу жыпIэ хъунукъым - "О том, кто не исполняет пункты адыгского этикета, нельзя сказать, что он почтителен, "обладает адыгством"". Таково мнение адыгов во всех концах мира (Идрис Мажаджоко, Аскер Хейри, Шупаш Джаудет и др.).

Особенно показательно, что все это связано в действительности с представлением об этическом иммунитете личности - цIыхум и нэмыс - букв.: "намус человека", как безусловном праве человека на признание и уважение (Сагид Дикинов, Хава Асланукова).

Посягательство на честь и достоинство личности считается грубым нарушением этических норм: ЦIыхум и нэмысыр зыкъутэм адыгагъэ хэлъкъым - букв.: "Нет адыгства в том, кто разрушает намус человека" (Нану Джатаривов, Мадина Машукова).

Разум - акъыл. Существует убеждение, что адыгство невозможно представить без большого и непременно нравственно ориентированного ума - акъыл, акъылыфIагъэ. Например, Ибрагим Ервас говорит: Адыгагъэр акъылщ, акъыл зимыIэм адыгагъэр хузехьэнукъым - букв.: "Адыгство - суть разум, неразумный не способен нести в себе адыгство".

На особое место разума или разумности в системе адыгства указывает Мамыза Озов: Адыгагъэр зыгъэнахуэр акъылщ - "Своим существованием адыгство обязано разуму". О том же говорят Абыхуна Тхазаплижева, Исхак Хатков, Уалагей Аутлев, Меджид Скончебасов, Сули Шоотох, Биболет Хатит, Бахчерий Напсо и многие другие информанты.

Считается, что разум не только обслуживает, но и диктует нравственное мышление и поведение, что нарушение принципов адыгской этики нецелесообразно, нерационально, неразумно.

Разумность соотносят с трезвым социальным умом, с так называемым "искусством находиться среди людей" - цIыху хэтыкIэ, с успехом решая в контактах с ними насущные жизненные вопросы.

Прежде всего, хотя, конечно, не исключительно, это вопросы, связанные с обеспечением благополучной жизни, с такими ценностями, как любовь и уважение близких, здоровье, долголетие, богатство (Тембот Балов, Бабыху Гучапшева, Сафарбий Катмасов, Хаджумар Хаужев).

С разумностью ассоциируются также самокритичность и чувство меры - мардэ (Токан Таов, Тембот Гуанов, Хазиз Жиляев, Ибрагим Тляругов).

Специально выделяют "способность понимания" - зэхэщIыкI, то есть умение дать точный нравственный диагноз жизненной ситуации, проникаясь уважением и сочувствием к ближним (Бетал Ордашев, Умар Бегереев, Куна Готыжева, Гуашхуж Хакунова). Отсюда образ человека с пониманием - зэхэщIыкI зиIэ цIыху - умного, проницательного и доброго одновременно.

Мужество - лIыгъэ. В представлениях опрошенных - это прежде всего нравственно акцентированное свойство, включающее в себя не только воинское мужество и храбрость, выдержку и упорство в достижении целей, но и такие качества, как справедливость, деликатность, толерантность.

Вводится понятие "благородного мужа" - лIыфI, то есть человека бесстрашного и честного, мудрого и великодушного, воспитанного и выдержанного - обладающего в полной мере адыгством (Ильяс Мельгош, Хабала Нибежев, Шамхат Коблева, Ереджиб Хушт и др.). В этом значении используется и понятие "адыгэлI" - букв.: "адыгский муж", "адыгский мужчина" (Сахид Женетль, Аскер Хейри, Нурали Урусмамбетов и др.).

Мужество включают в число главных признаков адыгства, ср.: Адыгагъэр нэмысщ, цТыхугъэщ, лIыгъэщ, гущIэгъущ - "Адыгство - это почтительность, человечность, мужество, сострадание к ближнему" (Жамбот Хапамцивов); Адыгагъэ хэлъщ жаIэмэ, цТыхур игъэпэжу, пщIэ яхуищIу, лIыгъэ хэлъу зэманым зыдыригъэкIуу арщ - "Если говорят о ком-либо: "обладает адыгством", это означает, что человек верен своим обязательствам, уважает и ценит людей, мужественно, то есть терпеливо, достойно, с умом приноравливается к поворотам времени и судьбы" (Али Кушхов).

Характеризуя мужество, часто ссылаются на толерантность и способность стойко переносить физические и душевные страдания, неудачи, удары судьбы (Ибрагим Коблев, Амин Дугужоко, Идрис Зарамук). Специально выделяется сдержанность в проявлении негативных эмоций - тэмакъ кIыхъагъэ (Цуца Шкахова, Мунчак Хатуев, Мухамед Молов и др.).

В число безусловных признаков мужества включают иногда и неукоснительное соблюдение правил адыгской этики и этикета. Считается, что это трудное дело, требующее больших знаний, сил, средств и, стало быть, большого мужества (Гиса Дзетель, Ибрагим Теучеж, Узырхан Бесланеев, Лих Меров).

Честь - напэ. Понятие "напэ" - букв.: "лицо" постоянно фигурирует в определениях адыгства со значением "честь", "совесть", "стыд", ср.: Адыгагъэр цIыхугъэщ, напэщ, нэмысщ - "Адыгство суть человечность, честь, почтительность" (Унат Курашинова); Адыгагъ зыфаIорэр напэ, щыпкъагъ, лIыгъэ -"Под адыгством подразумевают честь, верность, мужество" (Нух Анчок).

Общее мнение таково, что честь, совесть и стыд вовлекают человека в должное, нравственно полноценное поведение и отвращают от безнравственных поступков.

Распространено представление о лице, как об органе постоянного внутреннего контроля за соблюдением моральных норм, - о механизме, который функционирует в тесном контакте с другими заповедями адыгской этики, ср.: Адыгагъэр зэтезыIыгъэр лIыгъэщ, напэщ, укIытэщ - "Адыгство держится на мужестве, чести, стыде" (Абдулчарим Патов); Нэхащи укIыти зимыIэрэм адыгагъи иIэрэп - "Если в человеке нет скромности и стыда, то, следовательно, нет в нем и адыгства" (Исуф Тлиф).

С категорией лица связывают представления об этическом страхе: шынэ-укIытэ - букв.: "страх-стыд". Обычно под этим понимают страх потерять лицо (Тагуна Камбиева, Фица Тарчоков, Хаджебий Темзоков и др.). Упадок нравов объясняют часто исчезновением, вытеснением этического страха (Матгирей Тхамоков, Шарет Куадже и др.).

Любопытны суждения, в которых категория лица используется для обозначения чести народа - адыгэ напэ. Эту честь, как утверждают информанты, обязан поддерживать каждый черкес своим благородством, мужеством, адыгством.

К примеру, говорят: ЛIыгъэ хэлъыу, зэрихьэу зыхъукIэ адыгэ лъэпкъым и напэ къыдишаеу, адыгагъ хэлъ ащыгъум - "Если человек поступает мужественно и достойно, это значит, что он поддерживает честь народа, обладает адыгством" (Хутыз Ханмелич).

Напэ уиIэмэ узэрыадыгэр бгъэгъуащэкъым: цIыхугъи лIыгъи адыгагъи пхэлъщ - "Если ты человек чести, то тем самым оправдываешь высокое звание адыга, и это значит, что есть в тебе и человечность, и мужество, и адыгство" (Жансит Кабардов).

Итак, существуют пять принципов адыгской этики. Можно сказать, что перед нами постоянные координаты адыгства, главные ориентиры и механизмы воспроизводства и развития нравственного сознания.

Акцентируя внимание на онтологической сущности и необходимости ведущих моральных ценностей и установок, не зря говорят: Зэманым нэмыс умыщI жиIэркъым - "Время не отменяет этичность" (Бабыху Гучапшева); Хабзэжъ хэкужъ къранэркъым - "Покидая родину, не забывай (не оставляй там) добрые традиции народа" (Гукемух, Кардангушев 1994: 113).

По адыгским понятиям, принципы традиционной этики нельзя предать забвению без ощутимых негативных последствий для социума. Отказ от исполнения моральных правил ведет к аномии, а аномия, в свою очередь, к разрушению устоев личности и общества, ср.: Хабзэр кIуэдым цIыхури мэкIуэд - букв.: "С исчезновением моральных норм исчезает человек" (Хамид Отаров, Гиса Орд оков, Зарамук Хуранов и др.); Хабзэр кIуэдым лъэпкъри мэкIуэд - "С исчезновением хабзэ исчезает с лица земли и народ" (Нух Тлостанаков, Шахбан Шидаков, Музариф Гукетлов и др.).

По книге Б.Х. Бгажнокова Адыгская этика

 

 
     

 



Chat's Top100 Counter

Адыгский чат

Музыка адыгов

 

 
Чат, форум адыгский, абазинский, черкесский, кабардинский, музыка, кухня адыгов, Адыгэ хабзэ, нэмыс. Карта сайта