На данной странице сайта Кавказ размещено интервью со знаменитым советским и грузинским режиссёром Резо Чхеидзе. Разговор в нём об элементах общности культур и традиций народов Кавказа. Резо Чхеидзе утверждает, что кавказские народы характеризуются гораздо большим числом общих, нежели отличающих их друг от друга черт.
Рука Москвы
не помогает
Корреспондент РС предложил режиссеру Резо Чхеидзе, создавшему такие фильмы как "Отец солдата", "Твой сын, Земля" и другие , поразмышлять о единении кавказских народов. Чхеидзе согласился.
- Можно ли сегодня говорить о духовном, культурном единстве кавказских народов?
- Мне кажется, что если прожить на Кавказе - не просто так приехать, а именно прожить - сразу бросается в глаза очень много общего в этике, народных обычаях, самом понятии "жизнь". Вы знаете, каждый народ считает себя почти неповторимым. Каждый народ думает, что именно его обычаи, именно его прошлое и будущее самое интересное и самое героическое, самое честное. У кавказцев, по-моему, сохранились именно этического, морального порядка постулаты, которые давно исчезли в так называемом цивилизованном мире.
У нас на Кавказе еще сохранились такие понятия как самобытность народа, родственные чувства, мужество, общность. Сейчас понятие дружбы, кажется, пропало. Даже соседи друг друга не знают. А наши народы - например, армянский народ, азербайджанский, грузинский, осетинский, - очень много сохранили от старого.
Был у нас академик, недавно скончался, Шалва Апакидзе, который создал очень интересную теорию, которая проповедует как раз единство тех принципов мышления, которые можно охарактеризовать одним словом - Кавказ; не отдельно Грузию, не отдельно Армению, а Кавказ.
- Культура кавказских народов имеет много общего, как вы говорите, но при внимательном взгляде замечаешь, что она имеет и свои особенности: у горцев Кавказа - свои культура и традиции, у жителей равнины, прибрежья - другие. Среди кавказских народов есть и христианские народы, есть и мусульманские.
Продолжение в центральной колонке.
Культура и традиции народов Кавказа, общность и различия.
Рука Москвы не помогает
Продолжение. Начало в левой боковой колонке.
- Культуры народов Кавказа тоже очень похожи. Правда, эти нации находятся на разных этапах развития, но во многом они похожи. Я должен сказать, что, например, христианская вера, кроме Грузии, с V до XII столетия (целых 7 веков!) на Северном Кавказе была очень распространена. В частности, в Дагестане. Там до сегодняшнего дня хранятся христианские иконы. Очень интересные росписи. Тут нечего спорить. Стоит церковь, значит, тут молились по-христиански. Там сохранились даже целые православные районы. Поэтому мне кажется справедливым больше говорить об общности народов, населяющих Кавказ, чем искать разнообразия, которые, правда, тоже есть.
- Означает ли это, что осетин поймёт грузина гораздо быстрее, чем, допустим, жителя другой страны или жителя какого-нибудь дальнего региона России?
- Во многом, да. Например, понятие чести или оскорбления у кавказцев единые. Или такие важные семейные традиции, как, например, женитьба или похороны. Несмотря на то, что христианская и мусульманская веры разнятся, все-таки много общего. Народные традиции испокон веков переходят из поколения в поколение.
- Но все же сегодня и в Абхазии, и в Южной Осетии часто говорят о том, что с грузинами не может быть ничего общего. Так ли?
- Я когда говорил насчет общности культуры и традиций народов Кавказа, не имел в виду, что они не являются национальным понятием. Я считаю, что осетины есть осетины, лезгины есть лезгины. И абхазцы есть абхазцы, конечно. Но есть историческое единство народов Кавказа. Когда было монгольское нашествие, или арабское нашествие, или Тамерлан, это воспринималось как единое несчастье и сопротивление было тоже единое, между прочим.
- Однако почему в XXI веке эти различия используют в политических вопросах?
- Эта тенденция развития всей планеты. Так что ничего удивительного в этом нет. Абхазия всегда входила в царство Грузии, царь был единый. Правда, бывало, что Абхазия была самостоятельной... Но большую часть времени бывало иначе. Возьмем времена царицы Тамары, возьмем времена Давида Строителя, Георгия Пятого. Это все единое мышление, единая страна.
Абхазцы с Грузинским государством имели и имеют очень много общего, абхазская интеллигенция всегда принимала участие в развитии грузинской культуры - и театра, и литературы. Такой писатель, как Папаскири, например. Абхазцы писали грузинским алфавитом. С другой стороны, встал вопрос о самостоятельности абхазцев... Тут надо договариваться, конечно.
У меня ощущение, что такая точка зрения все-таки, в конце концов, победит и в отношении Осетии, и в отношении Абхазии. И я должен сказать, что в этом вопросе Россия играет неправильную роль. Тут, конечно, чувствуется ее рука, еще начиная с царского времени. Это не помогало и не помогает.