Было время, когда президент Владимир Путин мирно уживался с занимавшим пост премьер-министра Михаилом Касьяновым. Потом пути-дорожки этих деятелей разошлись: Путин отправил Касьянова в отставку. Спустя некоторое время биография бывшего премьер-министра России продолжилась его появлением в оппозиционном лагере с критикой политики руководства России.
Это стало причиной попыток властей нанести Касьянову материальный ущерб. Но гонения не испугали Касьянова, и он и по сей день критикует Кремль, называя его политику в корне неверной.
На данной странице сайта Кавказ изложено интервью бывшего премьер-министра Михаила Касьянова одному из изданий Эстонии.
Касьянов:
систему Путина
ждет судьба
СССР
("Delfi.ee",
Эстония)
Экс-премьер России, а ныне лидер Российского демократического союза Михаил Касьянов уверен, что "систему Путина" ждет судьба СССР, а "российские власти добирают легитимность за счет нагнетания конфронтации на внешней арене". В интервью ru.DELFI.lt М.Касьянов отмечает, что отношения со странами Балтии в российской внешней политике, наравне с Украиной и Беларусью, должны занимать приоритетное положение.
- Вы говорите, что Россия Владимира Путина напоминает Советский Союз. Как такое стало возможно?
- Многим и в России, и на Западе удобнее и даже выгоднее представлять нашу страну именно таким образом — как чуждую всему остальному миру и изолированную от него.
Нынешним российским властям очень хочется вернуть те времена, когда СССР был соперничавшей с США супердержавой, отдельной системой, устанавливавшей свои стандарты и правила. Поэтому они так болезненно воспринимают любые действия Америки на международной арене, которые предпринимаются вразрез с их позицией.
Нынешние российские руководители также настаивают на том, что выстроенная ими государственная модель является абсолютно нормальной и приемлемой. Российские власти не стесняются подчеркивать своим международным контрагентам: "Демократия и права человека — это наше внутреннее дело. Будете учить нас демократии, тогда мы займем самую жесткую позицию по другим интересующим вас вопросам".
И эта незамысловатая тактика приносит плоды. Многие правительства на Западе стали принимать Россию такой, какой она сегодня является, закрывая глаза на многочисленные и очевидные нарушения прав и свобод российских граждан, а также общепринятых демократических стандартов. Тем самым они игнорируют тот факт, что Россия — это уже не СССР, а совершенно другое, демократическое по своему конституционному устройству государство, которое взяло на себя целый ряд международных обязательств, но нынешние власти не выполняют их.
Я думаю, что это ошибка. Скоро станет очевидным, что, предав свои принципы, добиться с российскими властями прогресса по другим вопросам никому не удастся.
- По Вашему мнению, в связи с чем официальная Москва столь резко реагирует на отличный от ее мнения взгляд на события Второй мировой войны?
- Заметьте, опять же — власти, прикрываясь тем, что защищают память о подвиге нашего народа в борьбе с фашизмом, отстаивают самую замшелую идеологическую догму, которая была создана во времена СССР. Не случайно и официальное возрождение представлений о Сталине как об "эффективном менеджере". Это еще одно свидетельство того, что советское мышление не только никуда не ушло, но и переживает второе дыхание.
- Как Вы оцениваете внутриполитическую ситуацию в стране?
- Сегодняшняя ситуация в стране характеризуется нарастающим пониманием во всех слоях общества, что выстроенная в России в последние годы под руководством Путина общественно-политическая и экономическая модель не способна дать адекватный ответ на вызовы времени. Инерционное существование в рамках данной модели способно привести нашу страну не только к нарастающему отставанию от других стран, но и к тяжелым долгосрочным последствиям вплоть до дезинтеграции.
(Продолжение в центральной колонке.)
Михаил Касьянов. Биография и интервью о Путине и системе.
Михаил Касьянов.
Интервью и биография.
О Путине и путинской системе.
(Продолжение. Начало в левой боковой колонке.)
Однако, несмотря на вынужденное признание такой мрачной перспективы, выдвинутые властью лозунги социально-экономической модернизации намеренно не затрагивают ситуации в общественно-политической сфере — восстановление выборов и прав на независимую оппозиционную деятельность, снятие цензуры. Реальная программа модернизации не может быть навязана гражданам сверху. Она должна быть выработана только в результате общенациональной дискуссии с вовлечением максимального широкого круга граждан и их сообществ. Частичная же "модернизация" обречена на провал.
- О чем говорит последний политический кризис, случившийся в Госдуме, когда партии покинули зал заседаний?
- О том, что фальсификации на выборах 11 октября были настолько ужасающи, что превзошли порог терпения даже карманной оппозиции. Но, поскольку парламентская оппозиция все-таки карманная, этот демарш был довольно быстро свернут.
- Надеетесь ли на скорые перемены, и есть ли силы, которые могут страну к этому привести?
- Помните, каким монолитом казался Советский Союз и как быстро развалился коммунистический режим? Систему Путина рано или поздно ждет та же судьба. Думаю, что рассчитывать на самопроизвольные перемены сверху всерьез не стоит. Только что оглашенное послание Президента Федеральному Собранию наглядно подтверждает: действующая власть не намерена предпринимать никаких реальных шагов по либерализации общественно-политической среды.
Поэтому мы призываем всех граждан, которым небезразлично будущее страны, все демократические силы, используя все закрепленные в Конституции права и возможности, организовать общественное давление на российские власти и заставить их провести необходимые общественно-политические преобразования, дав старт полноценной, а не половинчатой модернизации. Шансы избежать серьезных потрясений еще не потеряны.
- Чем бы Вы объяснили непопулярность российской внесистемной оппозиции среди россиян? Способна ли она изменить ситуацию в стране?
- Это миф, что российская либеральная оппозиция непопулярна. Есть значительное число людей в нашей стране, для которых ценности свободы и демократии — не пустой звук. Однако лишенная возможностей политической самоорганизации — ведь создавать партии запрещено — и отсеченная от выборов и от большинства средств массовой информации, прежде всего телевидения, либеральная оппозиция не может расширить эту свою естественную базу.
Убежден, что добиться перемен к лучшему в нашей стране можно только на основе ценностей свободы и демократии, и готов доказать, что альтернативы такой политике нет. Но власть смертельно боится вступать в полемику — напомню, что и Путин, и Медведев, и "Единая Россия" отказывались от предвыборных дебатов. Мы в отличие от них знаем, что нужно делать и в общественно-политической, и в социально-экономической сфере.
- Будущие выборы президента России… Ваши прогнозы? Вы будете принимать участие? И дадут ли Вам и другим представителям внесистемной оппозиции это сделать?
- Нынешняя власть, очевидно, рассчитывает закрепить политический статус-кво в ходе очередных управляемых выборов федерального уровня. Эти выборы должны состояться в 2011-2012 годах, но судя по событиям 11 октября к ним уже сегодня все готово. В нынешней ситуации неопределенности я бы не исключил досрочных выборов и возвращения В.Путина на президентский пост до марта 2012 года. Мое участие в предстоящих президентских выборах возможно только в том случае, если общество вынудит власть организовать настоящие выборы, а не их имитацию.
- Как Вы оцениваете меры по выходу из кризиса, к которым прибегает власть, и какой рецепт борьбы с кризисом предлагаете?
- Власть уже допустила очень много ошибок, пытаясь "разрулить" ситуацию в режиме ручного управления, разбрасывая деньги направо и налево. Неспособность принимать четкие и своевременные решения привела, в частности, к тому, что были потеряны 200 миллиардов долларов валютных резервов. К сожалению, есть все основания полагать, что другие страны выйдут из кризиса с окрепшими экономиками, прошедшими через болезненную порой реструктуризацию.
В российской экономике все осталось по-прежнему — повседневное и грубое вмешательство чиновников в экономические процессы, уничтожение конкуренции, диктат госмонополий, поддержание на плаву неэффективных структур за счет средств налогоплательщиков, остановка важнейших для страны реформ и пр.
Сейчас правительство повышает налоги, что еще больше ухудшит среду для предпринимательства. Стране нужна другая экономическая политика, основанная на конкуренции, поддержке частного предпринимательства, диверсификации, возобновлении рыночных структурных преобразований. Без всего этого нас ждет в лучшем случае стагнация.
- Социальное положение внутри страны в связи с кризисом постоянно ухудшается. Чем это может обернуться? Будет бунт? По Вашим словам, это должно было случиться прошлой весной.
- Пока властям удавалось заливать многочисленные проблемы деньгами, помогло и повышение цены на нефть, поддержавшее бюджет и замедлившее исчерпание накопленных государственных ресурсов. Тем не менее спад промышленного производства, деградация структуры экономики, рост скрытой и явной безработицы, распад социального сектора продолжаются. Страна отнюдь не вышла из кризиса, как хотят убедить всех российские власти.
Действительно, наш народ очень терпелив и привык терпеть. Однако терпение это небезгранично. К тому же, помимо экономических проблем, день ото дня растет недовольство людей коррупцией и произволом правоохранительных органов. Если не предпринять срочных мер по либерализации общественно-политической среды, то взрыв неизбежен и он может произойти совершенно неожиданно.
- На фоне ухудшения социального положения российские власти прибегают к жестким действиям и риторике в адрес своих ближайших соседей — Грузии, Украины, Беларуси и стран Балтии. Есть ли связь между этими процессами?
- Нет ничего удивительного: российские власти добирают отсутствующую у них легитимность за счет постоянного нагнетания конфронтации на внешней арене. Да и кто-то же должен быть назначен виновным за многочисленные ошибки и провалы во внутренней политике. Виноваты враги. И чем хуже будет положение дел внутри страны, тем больше будет врагов снаружи. Хотя, казалось бы, куда уж больше.
- Какое место в российской внешней политике должны занимать, по Вашему мнению, отношения со странами Балтии, в том числе и с Литвой?
- Приоритетное, так же, как и с Украиной и Белоруссией. Когда я был председателем правительства, шесть лет назад, мы легко находили общий язык с литовским руководством буквально по всем вопросам, в том числе в различных сферах экономического сотрудничества — в энергетике, транспорте, торговле. И такое сотрудничество успешно развивалось. Не вижу никаких препятствий для того, чтобы в будущем, когда Россия вернется на демократическую траекторию развития, такие же тесные и доверительные отношения были восстановлены и выведены на качественно новый уровень.
- Как Вы оцениваете ситуацию на Кавказе? Какова вероятность ухода России из этого региона?
- Ситуация на Кавказе крайне острая. Теперь очаги постоянной напряженности возникли уже не только в Чечне, но и в Ингушетии, Дагестане, других республиках. К сожалению, во многом это следствие грубых ошибок в политике федеральных властей. Сыграло свою негативную роль и фактическое упразднение федерализма после отмены выборов губернаторов. Многие проблемы в последние годы были не решены, а загнаны вглубь. Простые решения отсутствуют.
Я крайне пессимистично рассматриваю ситуацию и надеюсь, что еще существуют шансы развернуть ее динамику в позитивном направлении. Однако для этого нужна принципиально другая политика, учитывающая интересы всех групп и слоев населения региона. Ее реализация в рамках силовой и авторитарной модели невозможна.
(Окончание в правой боковой колонке.)
Источник - http://inosmi.ru/russia/20091211/156955750.html
Тема: Михаил Касьянов. Интервью и биография бывшего премьер-министра. Путин и система. Обсуждение на Форуме
(Окончание материала.)
- Процесс по делу Михаила Ходорковского длится уже настолько долго, что часть россиян, согласно опросам, даже не знает, за что его судят. Вы готовы были быть свидетелем по его делу. Зачем Ходорковский нужен властям в тюрьме?
- Как только он выйдет на свободу, ситуация с многолетним судебным фарсом и наглой экспроприацией "Юкоса" начнет автоматически раскручиваться в обратную сторону. А это означало бы самые серьезные последствия для отдельных ярких представителей путинской команды и приближение краха этого режима.
Биография
Касьянова
Биография бывшего премьер-министра Михаила Касьянова
Михаил Касьянов родился 8 декабря 1957 года в г. Солнцево Московской области.
Окончил Московский автомобильно-дорожный институт и Высшие экономические курсы при Госплане СССР.
После службы в армии работал во Всесоюзном проектном и научно - исследовательском институте промышленного транспорта Госстроя СССР.
С 1981 по 1990 гг. - работа в Госплане РСФСР: инженер, ведущий экономист, главный специалист, начальник подотдела Отдела внешнеэкономических связей Госплана.
В 1990 г. назначен начальником подотдела Управления внешнеэкономических связей Государственного комитета экономики РСФСР.
В 1991 г. - заместитель начальника Управления - начальник отдела Управления внешнеэкономической деятельности Министерства экономики РФ.
С 1992 по 1993 гг. - начальник подотдела Сводного отдела внешнеэкономических связей Министерства экономики РФ.
С 1993 по 1995 гг. - руководитель Департамента иностранных кредитов и внешнего долга, начальник Департамента иностранных кредитов и внешнего долга. Член Коллегии Министерства финансов РФ.
В 1995 году назначен заместителем министра финансов РФ.
В сентябре 1998 года назначен главой Рабочей группы для проведения переговоров в отношении реструктуризации задолженности российских банков иностранным кредиторам по сделкам, заключенным до 17 августа 1998 года.
15 февраля 1999 года назначен первым заместителем министра финансов РФ.
В марте 1999 года назначен заместителем управляющего от Российской Федерации в Европейском банке реконструкции и развития.
В мае 1999 года назначен на пост министра финансов РФ в правительстве Сергея Степашина.
В январе 2000 года назначен на пост первого заместителя Председателя правительства РФ - министра финансов РФ.
В мае 2000 года утвержден Государственной Думой РФ на посту Председателя правительства Российской Федерации.
В январе 2004 года был избран председателем Совета по борьбе с коррупцией при Президенте РФ сроком на шесть месяцев.
24 февраля 2004 года указом Президента РФ отправлен в отставку вместе с возглавляемым Правительством.
В дальнейшем перешёл в оппозицию, затем прекратил политическую деятельность.