Часть 3. Древние чеченцы,
история Чечни в древности
На чеченских землях издревле установилась отлично развитая система регулирования общественных отношений, а чеченские сообщества обладали передовыми (по тем временам) технологиями, производя все необходимое для жизни и для защиты. Чеченцы всегда имели очень хорошее вооружение и были особенно умелыми воинами.
Постоянная военная угроза требовала поддержания постоянной боеготовности с большим числом качественно подготовленных воинов и немалых затрат. Чеченцы отличались особой подготовкой из поколения в поколение превосходных воинов из всего мужского населения.
Сформировавшись еще в эпоху Великой Арийской цивилизации более трех тысяч лет назад (тогда все Армянское Нагорье, включая теперешний Кавказ, считалось Араратом, а точнее Hajrarat) военно-хозяйственными сообществами стражей горных проходов страны Ариев, тайны пра-предков чеченцев отличались поддержанием общественного порядка на основе нравственных норм, являющимися священными законами и неукоснительно соблюдаемыми неизменно в течение тысячелетий.
Жизнь в нагорных общинах в условиях большей изолированности, делает их жителей более воинственными и постоянно вооруженными и более консолидированными с первостепенность интересов семьи и рода.
В чеченских сообществах власть принадлежала не знати, как у большинства народов, а сосредоточивалась на низовых уровнях. Чеченцы знать уважали, но они ей не поклонялись, не платили феодалам дани, подати, налогов, но каждый собственник сам выделял десятую часть доходов сиротам и неимущим, а также, по решению Старейшин, на общественные нужды. Являясь низовой этноединицей, чеченские тайпы управлялись Советами старейшин при свободе и взаимной ответственности каждого чеченца. Знать была аккумулятором ресурсов и служила поддержанию чистоты нравственности. В Чечне во все времена избегали прецедентов наследования власти.
Отношению чеченцев к знати и налогам мало аналогов. Оно сложилось еще у их пра-предков, живших обособленно от основного населения Ариев и несших важнейшую охранную функцию. Они с небольшими силами первыми встречали вражеские набеги, за что были весьма уважаемы и, соответственно, никому не кланялись и были свободными, в том числе и от налогов, податей и повинностей.
Им с детства прививались навыки не только воинов, но и ряда других профессий, которые нужны и на войне, и в мирной жизни. Молодые вайнахи обучались жить так, как жили их предки – уметь и раны лечить, и решать общественные проблемы, пользоваться дарами земли и беречь ее и умению строить как башни, так и добрососедские отношения. Им запрещалось ломать даже ветку дикой груши.
Принявши гостя, вайнах несет за него ответственность. Будучи вольными сообществами, чеченские тайпы принимали спасающихся от преследований и закабаления. Добравшийся до чеченский земель раб или крепостной был уже свободен, устраивался, обзаводился семьей и находился под защитой принявшего его общества.
Спасались и находили приют и бежавшие в Чечню кровники. В Чечне никогда никого не выдавали, − ибо это было бы несмываемым позором для всего тайпа.
Так в Чечне образовывались новые семьи с происхождением от других этносов, а из них в дальнейшем складывались Гары (рода), расширявшихся с поколениями в тайпы.
Чеченское сообщество с военно-демократическим устройством хотя и было не идеальным, но рабовладения и феодализма в том виде, в каком они являлись стадиями развития большинства народов, у чеченцев не было. Но было у них и заметного сословно-социального и классового расслоения.
|