Чеченское самоуправление как древняя традиция, его плюсы и минусы в Новое время
Чеченское самоуправление

Чеченское самоуправление и Новое время

Преимущества и недостатки древней традиции чеченского самоуправления в наши дни

Главная | Кафе-ресторан в Москве | Ссылки

Абрек Зелимхан | О кавказских адатах | Депортация чеченцев | История города Грозный

Кавказцы в вермахте и СС | Чеченцы в Сопротивлении | Чеченские оружейники

     

Чеченское

самоуправление


Оглавление


1. История чеченского народа. Предисловие.

2. Российско-чеченский конфликт.

3. Чечня в древности

4. Чеченская нация и вайнахский этнос

5. Происхождение чеченского народа

6. Откуда взялось слово "чеченцы"

7. Кто предки чеченцев

8. Чеченское общество в Средние Века

9. Борьба с монголами и Тамерланом

10. Чеченцы в конфликтах региональных держав

11. Что затрудняло борьбу чеченцев за свободу

12. Русские цари и Чечня

13. Достоинства и недостатки чеченского самоуправления

 
     




Chat's Top100 Counter

 
 

Часть 13. Плюсы и минусы чеченского

самоуправления в Новое время


В начале XVIII века Чечня еще не могла при необходимости, объединять силы отдельных сообществ и дать отпор, отстаивая свою свободу и отвергая вмешательство в свои внутренние дела. Чеченские сообщества не уступали своей вольности ни России, ни Ирану, ни Турции и ни Крымскому хану, и отклоняли их давление.

Чеченцы, как и другие горские народы, желали добрососедских и взаимовыгодных отношений. Они шли на политические уступки в приграничье для поддержания мира, но противились вмешательству. Новое время объективно требовало большего сплочения чеченских сообществ в единый народ и не только при непосредственной угрозе, а на постоянной основе.

Чечня, не объединившаяся в сильное самостоятельное государство, становилось объектом массированной политической и идеологической экспансии. На нее оказывалось сильнейшее воздействие с целью уничтожения прецедента свободы и демократического самоуправления.

При всеобщей заинтересованности в ослаблении, подавлении и подчинении Чечни и в ее исламизации, интересы великих держав, исламских центров и региональных феодальных лидеров Кавказа сталкивались.

Чеченские предводители, пользуясь этими противоречиями, умело поддерживали сбалансированные отношения со всеми ними и с каждым из них в отдельности.

В вопросах с Чечней создалась уникальная, не имеющая аналогов и длившаяся веками, ситуация. Независимо от того, кто бы ни был у власти, в той или иной стран, и независимо от состояния их отношений между собой, вектор их политики в Чечне был направлен на изменение чеченцев, на расширение своих компрадорских прослоек, ослабление и подчинение Чечни всеми способами, включая и силовые.

Чеченцы являются особенными со своей вольностью. Их свобода и самостоятельность были притягательными для народов. В Чечню убегали от преследований и угнетения. Происхождение чеченцев посему изначально неоднородно.

Для находящихся в вассальной зависимости от больших государств кавказских феодальных властителей, чеченская вольница вставала поперек горла! Не подчиняемая Чечня была бельмом на глазу для великих держав. В Чечне не было властей, подчинение которых и подчинило бы все население страны.

Те лидеры, с которыми внешние силы имели дело, были ограничены во влиянии территорией своего сообщества и решающим словом Советом старейшин, Кхелов и Мехк-Кхелов, которые были важнейшим, действенным инструментом регулирования всех сторон жизни вайнахов. Они устанавливали порядок земледелия и земле пользования, нормы поведения и наказания за их нарушения, решали вопросы торговли, обороны, войны и мира, сбора средств на общие нужды.

Для избрания в Совет старейшин, Кхел и Мехк-Кхел имели большое значение знание обычаев, личные способности, происхождение, авторитет, богатство возраст и умение выступать убедительно. О значении Мехк-Кхелов свидетельствует изречение: «За действия страны не мстили, действия против страны не прощали». Если отдельные общины или семья не подчинялись, то по решению Совета Старейшин, Кхела или Мехк-Кхела они могли быть изгнаны.

В повседневной жизни чеченцы придерживались изречения о Мехк-Кхеле и по отношению к старшим и их действия не обсуждали и действий против тех, кого уважали, они не прощали никому. В Чечне всегда не с кем было договариваться окончательно. Чеченцы могли идти на любые шаги, кроме тех, за которые с них мог быть нелицеприятный спрос на Совете старейшин, Кхеле или Мехк-Кхеле.

Отдельные чеченские сообщества могли с кем угодно и о чем угодно самостоятельно договариваться, но если дело доходило до интересов другого сообщества или касалось всей Чечни, так же отвергали все, что считалось покушением на их свободу и на внутренние порядки.

Вплоть до середины 18 века, внешние силы мало кого могла противопоставить в Чечне друг другу, т.к. в вопросах свободы и невмешательства во внутренние дела чеченцы были едины и отдельные прецеденты пресекались.

Так же долго Чечня оставалась самоуправляемой территорией вольных сообществ, стремившихся к сохранению у себя прежних порядков и недопущению вмешательства в свои внутренние дела извне. Чеченцы долго оставались «последними могиканами», когда остальные народы уже приняли монотеистические религии, власть знати и вхождение в централизованное государство. Другие народы принимали ислам и входили в Российскую Империю менее болезненно. Религиозные исламские служители становились опорой феодальной власти в подчинении своего народа. Подданство «Белому Царю» укрепляло власть феодальных ханов и князей на их землях и защищало их от экспансии других местных феодальных властителей.

Чечня не могла, как Черкессия, добровольно присоединиться к ней. И идя на союзнические отношения, Чечня не искала у Империи защиты. Чеченские сообщества желали сохранения нормальных прежних и взаимовыгодных отношений. Такими они были бы, если границы России на Кавказе оставались бы теми же.

Однако изменения шли и на Кавказе и в чеченском обществе. Изменялась и Россия, которая, став уже Империей, не собиралась из-за Чечни останавливать свой имперский разбег, начатый Петром I. Происходящие на Кавказе и в чеченской среде изменения постепенно усиливались и к середине 18 века нарастали уже с ускорением, став далее необратимыми.

Вольные сообщества ввиду своих особенностей, не смогли объединиться с эффективным централизованный управлением. Прежняя система регулирования отношений все чаще нарушалась, а социально-сословное расслоение в чеченском обществе все больше усиливалось.

Заинтересованные в покорении и подчинении Чечни и изменении вайнахов внешние и внутренние силы, используя компрадорский элемент (в основном, из чеченцев, находящихся в Чечне), стремились противопоставлять чеченские сообщества, отдельные общины, семьи и лидеров друг другу и создавать в чеченской среде свои «пятые колонны». История чеченского народа ранее не знала столь серьёзных вызовов.

На Северном Кавказе Россия стала строить кордонную полосу из крепостей, укреплений и станиц по Тереку и Кубани, и от Моздока к Владикавказу, с охватом Чечни севера. Царская военная администрация получила указание присягой оформлять добровольное подчинение пограничных с крепостными местных поселений, включая и чеченские общины.

Стремясь привязать Чечню к Турции, исламские круги активно противодействовали установлению нормальных отношений в Чечне с Россией. Турция же стремилась использовать Чечню как плацдарм в борьбе с Россией и для закрытия ей доступа в Закавказье.

Исламский шариат не вступал в противоречие с менталитетом тюркских народов, и был приемом для феодальной знати, и Царская Россия предоставляла свободу вероисповедания при отдаче Кесарю кесарева, а в Чечне процесс исламизации шел веками, и далеко не мирно, и весьма болезненно. Лишь в конце XVIII века ислам укоренился на части чеченских земель и окончательно утвердился, заменив вайнахские верования в середине XIX века. Ислам, на начальном этапе, исполнял роль объединяющего всех горцев фактора. Но чеченцы принимали его вначале формально и с оговорками о сохранении главенства вайнахского адата (законов предков) над шариатом. С усилением исламизации Чечни изменялись и русско-чеченские отношения, что и было нужно его проводникам.

Смена народом своей веры на религию, родившуюся на иной инокультуре, с иным менталитетом и системой общественного устройства, разрушает и уничтожает не только прежнюю веру, но и почти всю предыдущую культуру, и коренным образом меняет сущность этого народа. Так и принявшие христианство пшавы и хевсуры названы Н.Я. Марром в начале 20 века «грузинизированными племенами чеченского народа».

 
Чеченское самоуправление как древняя традиция, его плюсы и минусы в Новое время Кавказский сайт, форум, чат.