Народы Кабардино-Балкарии

Проблемы Кабардино-Балкарии

Кабардинский, балкарский, черкесский и карачаевский народы, обстановка.

Сайт Кавказ | Ресторан армянской кухни в Москве | Ссылки

     

 

Проблемы

Кабардино-

Балкарии


На данной странице сайта Кавказ размещена статья журналиста Ивана Сухова, где он рассказывает о проблемах Кабардино-Балкарии. Автор пытается честно и беспристрастно разобраться в местных делах, что в целом не присуще современной российской журналистике. На его взгляд, в общем в Кабардино-Балкарии обстановка лучше, чем в Чечне, Ингушетии и Дагестане, однако проблемы Кабардино-Балкарии как республики тем не менее серьёзны, и ситуация там отнюдь не так проста, как кажется.

 

 
     

 

Виды на Эльбрус

(Часть 1)

Ситуация на западе Северного Кавказа не так проста, как кажется.

К тревожным новостям из Чечни, Ингушетии и Дагестана все давно привыкли: спорадическая война боевиков с силовиками уже стала там частью местного ландшафта. Северная Осетия, которая пережила пять лет назад трагедию Беслана, сопереживала прошлогодним событиям в Цхинвали и вынуждена иметь дело с тяжелейшей проблемой Пригородного района, выглядит своеобразным водоразделом.

К востоку от нее начинаются небезопасные территории. А к западу - те провинции российского Северного Кавказа, которые пока еще не до конца утратили свое курортное обаяние, надеются на восстановление производства, не так подвержены радикальному исламу и не стали зоной тотального отъезда русского населения. На тысячекилометровую нитку Большого Кавказского хребта здесь нанизаны Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Адыгея.

В первых двух республиках побывал корреспондент «Времени новостей» и убедился, что и в этих традиционно стабильных провинциях ситуация не так спокойна, как хотелось бы.

 

Сад дружбы народов


Столичные социологи всякий раз подсчитывают, сколько раз в послании главы государства федеральному собранию упоминается слово "нация" как общая для всех россиян гражданская и государственная идентичность. Число повторений растет, социологам кажется, что российская идентичность торжествует.

Те же слова с энтузиазмом повторяют в регионах - особенно в тех, где традиционно сильны этнические движения. Там тоже возникает обманчивое ощущение, что если призыв к единству и общности написан на баннере с изображением медведя, значит, до единства и общности рукой подать - даже если в действительности есть причины для разобщения, куда более существенные, чем наружная социальная реклама.

Две северо-кавказские республики - Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия - последние двусоставные территориальные образования на Северном Кавказе с тех пор, как Чечено-Ингушетия разделилась надвое.

Как и Чечено-Ингушетия, КБР и КЧР подвергались массовым депортациям при Сталине: в 1943 году депортировали карачаевцев, в 1944 - балкарцев. В 1957-м они получили право вернуться. Оба эти народа родственны по культуре, языку и происхождению. Некоторые ученые полагают, что это остатки некогда могущественных половцев и печенегов. Имперская администрация называла их горскими татарами.

Сами балкарцы и карачаевцы считают, что их предки жили в долинах Приэльбрусья уже в XIII веке, а соседи - кабардинцы и балкарцы -- пришли значительно позже. Теперь карачаевцы составляют большинство в Карачаево-Черкесии, а балкарцы - меньшинство в Кабардино-Балкарии.

В свою очередь, кабардинцы и черкесы - часть одной большой абхазо-адыгской этнической группы, жившей некогда вдоль Кубани от нынешнего Моздока до Черного моря. Черкесы КЧР говорят на том же языке, что кабардинцы Кабардино-Балкарии - это по сути тот же народ, который оказался когда-то отделен от большинства русским Пятигорском. На похожих языках говорят также абазины КЧР, адыги Адыгеи, шапсуги Краснодарского края, а также этнические абхазы в Абхазии.

Неудивительно, что кабардинские добровольцы оказались во время войны в Абзхазии 1992 - 1993 годов одним из важнейших факторов победы. Огромная площадь рядом с центром Нальчика называется площадью Абхазии, на ней стоит памятник в виде трех человеческих фигур, сплетающих руки в символическом объятии.

Помимо абхазской войны, кабардинцы горды своим союзом с русскими, который заключили еще в XVI веке, когда Иван Грозный женился на дочери валия Кабарды Темрюка Идарова.

(Продолжение в центральной колонке.)

 

 
  Проблемы Кабардино-Балкарии. Народы, обстановка.

 

Виды на Эльбрус


(Продолжение. Начало в левой боковой колонке.)

Горды и войной с русскими, которую черкесские народы Западного Кавказа вели, по их собственным подсчетам, 101 год - дольше, чем Чечня и Дагестан.

То, что в результате этой войны некоторые черкесские племена оказались уничтожены целиком, а другие принудительно выселены за пределы России, кабардинцы и их этнические родственники считают геноцидом. Такова каменистая почва, на которой «Единая Россия» пытается вырастить единую российскую идентичность начала XXI века.

 

Сугроб проблем


«Балкарская» тема зазвучала в КБР еще до того, как Арсен Каноков стал новым президентом республики. С тех пор она не перестала быть «горячей» в самом прямом смысле: позавчера ночью произошел пожар в офисе совета старейшин балкарского народа - главной на сегодняшний день неправительственной организации балкарцев.

Деятельность совета в 2007 году в судебном порядке прекратила прокуратура, но балкарцы обжаловали решение в федеральных инстанциях, дело вернули в республику на новое рассмотрение, которое пока откладывается. Сами активисты организации подозревают поджог. В прошлом году двоих лидеров организации избили, одному сожгли машину.

3 декабря этого года около 500 балкарцев собирались провести митинг на площади Абхазии. Но туда заранее приехали около сотни спортсменов, главным образом балкарского происхождения, и лучше ОМОНа пресекли мероприятие.

Вся проблема балкарцев -- в федеральном законе №131, которым Москва в 2003 году решила реформировать местное самоуправление. «131-й закон - самый лучший закон в России, -- говорит один из руководителей совета старейшин, бывший глава балкарского горного селения Безенги Мурадин Рахаев. - Этот закон реально передает землю и власть народу. Но чтобы это сделать, надо сначала отобрать землю и власть у чиновников. А они не хотят их отдавать».

Когда Владимир Путин подписал 131-й закон, он едва ли мог себе представить, как сложно будет его реализовать в далекой и маленькой Кабардино-Балкарии. Карту муниципалитетов власти республики нарисовали таким образом, что многие села лишились своих традиционных угодий - главным образом, пастбищ. Эти территории получили статус межселенных - такие, как считают балкарцы, предполагалось создавать в тех районах России, где село в полторы тысячи человек - одно на несколько сот квадратных километров.

«Но кроме межселенных территорий есть еще целый сугроб проблем, -- рассказывает г-н Рахаев. - Межселенные территории больше не принадлежат селам, но и в самих селах не проводится разграничение собственности. Говорят, что на это нет денег. А пока разграничение не произошло, всей землей распоряжается муниципалитет».

Главами сел, по словам Мурадина, остались только самые сговорчивые. Их нынешнее положение требует большого дипломатического таланта: когда ими довольны люди, ими недовольна власть. Когда довольна власть, ненавидят люди.

Поскольку сейчас даже вопрос ежедневного выпаса овец требует согласования и зависит от настроения начальства, поголовье скота в балкарских предгорьях катастрофически снизилось. В Безенги сейчас всего 2000 овец, а могло бы быть 15 - 17 тысяч. В результате молодежь пополняет армию безработных.

«Села так и не перешли в капитализм, они нищие, не могут платить никаких налогов», - рассказывает Мурадин Рахаев. Он считает, что если бы разграничение прошло, селяне смогли бы стать реальными хозяевами и развиваться, обогащая не только себя, но и село, район, республику. Сам глава села смог бы искать инвесторов извне - это более чем возможно в красивейших кавказских горах, где раздолье для горнолыжников, альпинистов и просто любителей прозрачного свежего воздуха.

Но самостоятельные хозяева, которые не просят, как подаяния, денег на зарплаты и элементарное поддержание жизни, -- видимо, не слишком удобная публика для управления. И для реализации собственных экономических интересов власти, в наличии которых не сомневаются, похоже, ни балкарцы, ни кабардинцы.

Чтобы решить проблему сел, не надо менять 131-й закон, считают балкарские активисты, надо просто его исполнить «по справедливости»: ликвидировать межселенные земли, раздать их селам, закрепить за ними и территории так называемого отгонного животноводства. Кроме того, балкарцы хотели бы заново вывести несколько своих сел за пределы Нальчика - они оказались там в результате проведенного еще при прежнем президенте Валерии Кокове разграничении муниципалитетов.

Как выражается Мурадин Рахаев, за последние 20 лет «поднялось самосознание народов»: между кабардинцами и балкарцами идет своеобразное соревнование историков, которые пытаются доказать, где чья земля и кто на ней жил раньше. Мурадин и его единомышленники полагают, что виновниками ухудшения жизненных условий и в селах, оставшихся без пастбищ, являются «кабардинские власти» - «хотя так говорить и нельзя». Многие в совете старейшин уверены: проблему не решить, пока Балкария - часть Кабардино-Балкарии.

От совсем уж резких выражений балкарских лидеров, похоже, удерживает одно: они только что едва не добились важнейшей цели - Народное собрание КБР почти приняло законопроект, отдававший балкарским селам около 100 тысяч гектаров межселенных территорий. Проект, ради которого балкарцы даже ездили в Москву пикетировать Белый дом, остановили в последний момент, после двух чтений. Видимо, власти вспомнили о том, что в республике живут еще и кабардинцы, которых больше и которых такой вариант решения земельной проблемы категорически не устраивает.

 

"Верните пастбища селам!"


«Мы ничего не имеем против балкарцев, они наши давние соседи, и чтобы они не говорили, в случае серьезной внешней опасности они придут к нам», -- миролюбиво говорит лидер кабардинской организации «Хасэ» Ибрагим Яганов. После того, как 3 декабря балкарцам не дали провести митинг на площади Абхазии, Ибрагим Яганов в присутствии корреспондента «Времени новостей» позвонил по телефону одному из балкарских лидеров и предложил ему вывести своих людей на общий митинг 5 декабря, который сначала заявлялся как кабардинский. Собеседник пообещал Ибрагиму подумать.

На следующий день, 4 декабря, в "Хасэ" решили отложить митинг, как и рекомендовали власти Нальчика в ответе на официально поданное уведомление. Власти сослались на угрозу терактов - которая совершенно не помешала им развернуть на той же площади Абхазии сельскохозяйственную ярмарку.

В «Хасэ», похоже, опасались совсем иных угроз - и не зря: хотя митинг отменили, Ибрагима Яганова избили в день предполагавшегося мероприятия прямо у входа в офис движения. По словам очевидцев, нападавшие кричали: «Мы мусульмане, а не адыги!» - как бы ставя в укор Ибрагиму его стремление отстоять этнические интересы кабардинцев и заодно идентифицируя самих себя со зловещим фундаменталистским подпольем.

Самих активистов «Хасэ» эта деталь не убеждает: они уверены, что налет был инспирирован властями - как и нападение на офис 30 ноября, когда избили другого кабардинского лидера Руслана Кешева, и предпринятая пару дней назад попытка ночного нападения на активиста «Хасэ» Замира Шухова. Машину Шухова, в которой он ехал с отцом, пытались прижать к обочине в глухом районе, от выстрела их спасло только резкое торможение.

После этого сам Замир, у которого есть разрешение на оружие, несколько раз выстрелил вслед машине нападавших. И сразу же уехал из республики, опасаясь за свою жизнь.

В «Хасэ» считают самоочевидным, что вся цепочка инцидентов фактически была анонсирована несколькими сторонниками Арсена Канокова - в частности Алисагом Шогенцуковым и Альбертом Назрановым. Когда делегация «Хасэ» явилась на проведенный в Нальчике 28 ноября этого года молодежный форум «За мир и согласие» (куда активистов движения не приглашали), г-н Назранов, по их словам, сказал им: «Мы покажем вам, как дискредитировать президента!» Позднее г-н Шогенцуков, якобы, позвонил одному из оппозиционеров по телефону и грозил «достать, если не успокоитесь».

Ибрагим Яганов и его единомышленники полагают, что республиканские власти сами дискредитировали себя несколькими последними эпизодами, в то время как «Хасэ» не собирается разжигать этнических конфликтов, а лишь требует справедливости: «Мы с 2005 года были абсолютно уверены, что кабардинские интересы защищены, потому что президент Каноков - настоящий кабардинец, - пожимает плечами Ибрагим Яганов. - Но балкарцы все это время работали и, как оказалось, очень много чего добились, поэтому теперь и нам пора постоять за себя».

(Окончание в правой боковой колонке.)

 

Тема: Проблемы Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, народы, обстановка. Обсуждение на Форуме

 

 
     

 

(Окончание материала.)

При этом глава «Хасэ» полностью исключает вероятность конфликта между кабардинцами и балкарцами и повторяет как мантру: «Главное, чтобы нас не вытеснили за пределы правового поля». Яганов командовал кабардинским батальоном в Абхазии - он знает, что бывает за пределами права. И будучи фермером-коневодом, совершенно этого не хочет.

В офисе «Хасэ» на стене под лозунгом «Верните пастбища селам!» висит огромная, во всю стену, карта Кабардино-Балкарии. Две обширные зоны на ней закрашены красным - это и есть проблемные территории. Обширный сектор к северу от Эльбруса, где, в частности, и сам Ибрагим Яганов арендует свои 50 гектаров, более, чем что-либо другое остается в «подвешенном» состоянии: в Кабардино-Балкарии есть огромный инвестиционный проект освоения рекреационных ресурсов северного склона Эльбруса - там будут новые отели, спуски, подъемники, канатные дороги, дороги шоссейные - а возможно, даже новый аэропорт.

В «Хасэ» полагают, что сохранение контроля за этими территориями жизненно важно для властей, которые привлекают в проект инвестиции и вкладывают собственные средства - чтобы потом не пришлось выкупать или арендовать нужные участки у муниципалитетов. Ибрагим Яганов считает, что это общая проблема и для балкарцев, и для кабардинцев. И заявляет, что никто из его сторонников не имеет ничего принципиально против развития туризма.

«Но, во-первых, корова важнее. А во-вторых, одно другому не мешает - пусть реализуют свой проект, но и людям дадут в нем участвовать. Понятно же, что как только появится новая дорога, каждый метр земли вдоль нее будет золотой».

Второе красное пятно - это как раз те десятки тысяч гектаров, которые едва не ушли балкарским селам по задержанному в парламенте законопроекту. Получить эту землю целиком, вероятно, хотели бы балкарцы.

Но Ибрагим Яганов достает листок с данными республиканского агентства кадастра объектов недвижимости, из которых следует: хотя 131-й закон в КБР и находится в «зависшем состоянии», с 2005 по 2009 год совокупная площадь балкарских сельских поселений выросла 243723 гектара и составила 334068 гектаров вместо 90345. Кабардинские села тоже выросли, но всего на 10548 гектаров - с 339508 до 350056. Пресловутые межселенные территории уменьшились вдвое - с 635422 до 351256.

Это говорит о том, что власти КБР пытаются решать проблему. Но с таких результатов - если они верны -- на Кавказе с его малоземельем легко может начаться конфликт.

У кабардинцев есть свой вариант мирного решения: они считают, что несправедливо отдавать балкарским муниципалитетам с численностью населения по 900 человек (которые подлежат слиянию) огромные участки, буквально упирающиеся в околицы перенаселенных кабардинских аулов.

На Кавказе традиционно существует отгонное скотоводство - это когда село на равнине может на лето отогнать свое стадо на свои нагорные пастбища, а село в горах, наоборот, может зимой держать овец в относительном тепле равнины.

На карте в офисе Яганова границы отгонных участков даны по состоянию на 1991 год - последний год существования советского сельского хозяйства. Балкарские активисты считают, что при СССР отгонные пастбища время от времени подвергались перекройке, что кабардинцы специально выбрали выгодный для себя рисунок и вообще реанимируют проклятое прошлое.

Тогда как «рыночный» выход - все бывшие отгонные земли в горах отдать расположенным там селам, которые будут сдавать пастбища в аренду селам равнины. В «Хасэ», в свою очередь, уверены, что отгонные участки по состоянию на 1991 год необходимо закрепить за соответствующими селами - чтобы, условно говоря, у балкарского Безенги был свой кусок на равнине, и у кабардинского Нартана - своя территория в горах.

С точки зрения Ибрагима Яганова, этот вариант вполне укладывается в рамки 131-го закона, и в нем нет ничего такого, что унижало бы чье-то этническое достоинство.

Но на всякий случай в офисе есть и другая карта - ее, правда, не вывешивают на стену. На этой карте - «вражеский» территориальный проект: две республики в нынешних границах, поверх которых прорисован смыкающийся общий контур Карачая - без которого от КЧР остается пара районов и город Черкесск, - и Балкарии - четыре с половиной района КБР, включая Нальчик. Карту легко найти в Интернете.

В «Хасэ» даже не комментируют, насколько она далека от того, что можно себе представить как территориальную реабилитацию репрессированных народов - карачаевцев и балкарцев.

>>2 часть статьи

 

 
     

 

 

 
Проблемы Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Народы, обстановка. Информационный портал Кавказа.